Странные факты о горгульях
Они вызывают в воображении образы отвратительных, задумчивых существ, расположившихся высоко над городами и деревнями мира. Самые страшные из них выглядят так, будто могут сорваться со своих каменных опор и улететь. Но горгульи, оказывается, полны сюрпризов. Читайте дальше, чтобы узнать о происхождении их названия, их весьма функциональном назначении и о том, чем горгулья отличается от гротеска.
ОНИ СЛУЖАТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ.
Когда горгульи начали появляться на церквях по всей Европе в XIII веке, они служили декоративными водостоками, предназначенными для сохранения каменных стен путем отвода потока дождевой воды с крыш. Эта функция, с технической точки зрения, отличает горгулий от других каменных чудовищ, таких как гротески и боссы, хотя в наши дни этот термин охватывает все виды декоративной резьбы.
НАЗВАНИЕ ПРОИСХОДИТ ИЗ ЛЕГЕНДЫ ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ДРАКОНА.
Слово «горгулья» происходит от французского gargouille, что означает «горло». Казалось бы, это название происходит от глотающих воду глоток статуй, но на самом деле оно происходит от французской легенды о «Гаргулье», страшном драконе, который наводил ужас на жителей города Руан. Согласно легенде, дракон веками поглощал корабли и затоплял город, пока около 600 года до н.э. не появился священник по имени Романус, который согласился победить чудовище в обмен на обращение горожан в христианство. Романус укротил дракона, осенив его крестным знамением, а затем привел в город, где его сожгли на костре. Однако голова существа не сгорела, поэтому горожане отрезали ее и прикрепили к своей церкви. Голова гаргульи стала защитой от зла и предупреждением другим драконам.
ОНИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ВНУШАТЬ СТРАХ ПРИХОЖАНАМ.
Поскольку большинство жителей средневековой Европы были неграмотными, духовенство нуждалось в наглядных изображениях ужасов ада, чтобы привлечь людей к святилищу церкви. Размещение горгулий на внешней стороне здания укрепляло идею о том, что зло обитает за пределами церкви, а спасение — внутри. «Как лучше принудить церковь к посещению и послушанию, чем ежедневным напоминанием о грядущих ужасах», — пишет Гэри Варнер в своей книге «Гаргульи, гротески и зеленые человечки: Древний символизм в европейской и американской архитектуре».
ОНИ ТАКЖЕ ПРИВОДИЛИ ЯЗЫЧНИКОВ В ЦЕРКОВЬ.
Церкви также лепили горгулий в честь существ, которым поклонялись языческие племена, думая, что так их молитвенные дома будут выглядеть более гостеприимными для них. По словам исследователя Дарлин Трю Крист, это было умное маркетинговое исследование рынка, который сработал. «Число и влияние церквей росло по мере того, как языческая система верований и многие ее образы впитывались в христианство», — пишет она в книге «Американские гаргульи: Духи в камне».
ОНИ ПОЯВИЛИСЬ ЕЩЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.
Хотя название «горгулья» появилось всего несколько веков назад, практика изготовления декоративных сливных отверстий в виде животных насчитывает несколько тысячелетий. Древние египтяне любили львов, а также римляне и греки. Самым древним творением, напоминающим горгулью, является 13 000-летний каменный крокодил, обнаруженный в Турции.
ГОРГУЛЬИ НОТР-ДАМ — ДОВОЛЬНО НЕДАВНИЕ ТВОРЕНИЯ.
Самые известные в мире горгульи и те, которые больше всего повлияли на популярный образ существ с крыльями и рогами, находятся на парижском соборе Нотр-Дам. Хотя собор был построен в XIII веке, горгульи были частью обширного проекта реставрации в середине 1800-х годов. Задуманные архитектором Эженом Виолле-ле-Дюком и скульптором Виктором Пьяне, горгульи имеют мало общего со средневековыми горгульями, утверждают ученые, и были призваны скорее отобразить, чем воссоздать тот период времени.
ПИТТСБУРГ — РАССАДНИК ГОРГУЛИЙ.
В 19 веке Стальной город принял возрождение готической архитектуры, охватившее всю Америку. Многие из его готических церквей, правительственных зданий и других построек сохранились до наших дней вместе со знаковыми горгульями. Всего в Питтсбурге насчитывается более 20 подлинных горгулий и сотни гротесков. Многие из них можно увидеть во время экскурсии «Драконы центра города», которую проводит Фонд истории и достопримечательностей.
НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ БЫЛИ СОЗДАНЫ В ЧЕСТЬ СТРОИТЕЛЕЙ И ЦЕРКОВНЫХ СТАРЕЙШИН.
В Кельнском соборе в Германии есть горгулья, созданная в честь самого долгоживущего члена совета церкви, а в соборе Сен-Жан в Лионе, Франция, вы можете увидеть горгулью, созданную в честь руководителя строительства по реконструкции здания, Ахмеда Бензизина. Ведь ничто так не говорит «спасибо», как отвратительное каменное существо, высеченное по вашему подобию.
ФРАНЦУЗСКИЙ СОБОР ПОМЕНЯЛ СВОИХ ГОРГУЛИЙ НА «ГРЕМЛИНОВ».
Во время реставрации Вифлеемской часовни в начале 90-х годов скульптор Жан-Луи Буастель решил заменить разрушающиеся горгульи здания несколькими иконами поп-культуры. Среди них были Гизмо и гремлин из фильма «Гремлины», инопланетный ксеноморф и робот из популярного аниме UFO Robot Grendizer. Многих местных жителей оттолкнули творения Буастеля, которые технически являются гротесками, но достаточно молодых фанатов кино поддержали идею «часовни гиков», чтобы ее одобрили.
ГОРГУЛЬЯ ДАРТА ВЕЙДЕРА В ВАШИНГТОНЕ, ОКРУГ КОЛУМБИЯ.
В 80-х годах прошлого века Вашингтонский национальный собор провел конкурс среди детей на лучший проект новой горгульи. После выхода трилогии «Звездные войны», конечно же, кто-то предложил горгулью Дарта Вейдера. Собор, который уже установил несколько необычных горгулий и гротесков во время масштабных реставрационных работ, назвал проект 13-летнего Кристофера Редера одним из победителей и в 1986 году поместил Лорда Вейдера высоко на северной стене собора «темной стороны». Заметить его бывает непросто, но собор предлагает вот такой удобный путеводитель.
Поделитесь в вашей соцсети👇