Невероятное выживание пилота, которого высосало из самолета
10 июня 1990 года рейс 5390 British Airways летел из Бирмингема, Англия, в Малагу, Испания, с 81 пассажиром и шестью членами экипажа на борту. Это был BAC One-Eleven 528FL, двухмоторный реактивный авиалайнер, находившийся в эксплуатации с 1971 года.
Капитаном был Тимоти Ланкастер, 42-летний пилот-ветеран с более чем 11 000 часов налета, а вторым пилотом был Аластер Атчисон, 39-летний мужчина с более чем 7 500 часов налета. Оба пилота налетали на BAC One-Eleven более 1000 часов.
Самолет вылетел в 8:20 утра по местному времени и набрал крейсерскую высоту около 17 300 футов. Погода была ясной и безветренной, и полет ожидался обычным. Пилоты расстегнули плечевые ремни, и Ланкастер ослабил поясной ремень.
В 8:33 бортпроводники готовились к подаче еды, и один из них, Найджел Огден, заходил в кабину, когда раздался громкий хлопок. Левая панель ветрового стекла со стороны Ланкастера в кабине экипажа отделилась от носовой части фюзеляжа, создав взрывную декомпрессию, которая высосала Ланкастера из кресла в окно.
Огден быстро среагировал и схватил Ланкастера за ноги, прежде чем его удалось полностью вытащить. Он держался изо всех сил, когда верхняя часть тела Ланкастера была открыта сильному ветру и холоду снаружи самолета.
Дверь кабины взорвалась внутрь на пульт управления, заблокировав управление дроссельной заслонкой и заставив самолет быстро снижаться. Автопилот отключился, и полетные документы и контрольные листы высосали из кабины. Из пассажирского салона прилетел мусор и конденсат заполнил воздух.
Огден рассказал Sydney Morning Herald: «Я обернулся и увидел, что переднее ветровое стекло исчезло, а Тим, пилот, выходит через него — его высосало из ремня безопасности, и все, что я мог видеть, — это его ноги.
«Я перепрыгнул через штурвал и обхватил его за талию, чтобы он не вылетел полностью.
«Рубашка была стянута с его спины, а его тело было согнуто вверх, согнувшись пополам вокруг верха самолета.
«Его ноги были зажаты вперед, автопилот отключился, а дверь полетов опиралась на органы управления, из-за чего самолет мчался вниз со скоростью почти 650 км/ч в одном из самых загруженных небес в мире».
Он продолжил: «Я думал, что потеряю его, но в итоге он согнулся U-образно вокруг окон.
«Его лицо билось в окно, кровь текла из его носа и сбоку головы, его руки болтались и казались около 6 футов в длину. Самое ужасное, что его глаза были широко открыты. Я никогда не забуду этого зрелища, пока живу».
Атчисон взял на себя управление и объявил чрезвычайную ситуацию в авиадиспетчерской службе. Он попросил немедленную посадку в ближайшем аэропорту, которым был Саутгемптон. Он также дал указание бортпроводникам сдерживать Ланкастера и держать его в самолете как можно дольше.
К Огдену присоединился другой бортпроводник, Саймон Роджерс, который обернул ремень вокруг талии Ланкастера и прикрепил его к его креслу. Третий бортпроводник, Джон Ховард, занял место Огдена, когда его руки онемели от удержания ног Ланкастера. Экипаж также пытался укрыть Ланкастера одеялами и пальто, чтобы защитить его от холода.
Тем временем Атчисон изо всех сил пытался управлять самолетом с ограниченной видимостью и контролем. Он должен был избегать других самолетов в оживленном воздушном пространстве и иметь дело с сигналами тревоги и предупреждениями от приборов. Ему также приходилось справляться с шумом и давлением открытого окна.
Ему удалось спуститься на высоту 11 000 футов, где он мог дышать без кислородных масок. Затем он связался с аэропортом Саутгемптона и запросил аварийную посадку. Он получил разрешение на взлетно-посадочную полосу 02 и управлялся радаром.
Атчисон совершил плавную посадку в 8:55, через 22 минуты после того, как вылетело лобовое стекло. Он остановил самолет на взлетно-посадочной полосе и попросил немедленной помощи. Прибывшие службы экстренной помощи помогли вытащить Ланкастера из его опасного положения.
Он был еще жив, но без сознания. У него было несколько переломов, обморожение, шок и ушибы. Его доставили в больницу вместе с Огденом, который во время испытаний повредил руку и глаз.
Пассажиры и остальные члены экипажа не пострадали, но были потрясены происшествием. Их пересадили на другой самолет, и в тот же день они продолжили свой путь в Малагу.
Расследование инцидента показало, что панель ветрового стекла была заменена накануне ремонтным рабочим, который использовал неправильные болты, которые были слишком малы для отверстий. Болты вышли из строя под нагрузкой во время полета, в результате чего панель отсоединилась. Работнику по техническому обслуживанию было предъявлено обвинение в халатности, но после суда он был оправдан.
Ланкастер замечательно выздоровел и вернулся к работе менее чем через пять месяцев. Он летал с British Airways до 2003 года, а затем с EasyJet, пока не вышел на пенсию в 2008 году. Он считается одним из самых удачливых пилотов в истории, пережившим такой мучительный опыт.
Атчисона хвалили за его спокойствие и умение безопасно посадить самолет. Он также продолжал летать с British Airways до выхода на пенсию.
Поделитесь в вашей соцсети👇