Массовая истерия в средние века

Массовая истерия в средние века

 

Массовая истерия и коллективные заблуждения — это две формы массового психологического заболевания, которые даже сегодня недостаточно изучены. Они поразили все общество и продолжают возникать даже в современном мире.

Массовая истерия в средние века 1

Хотя термин «массовая истерия» часто используется как общий термин, описывающий как массовую истерию, так и коллективные заблуждения, эти два явления довольно сильно различаются по своему представлению.

Коллективные заблуждения не связаны с физическим заболеванием. Чаще всего они связаны со страхом того, что что-то нападет на сообщество, например, сумасшедший с бритвой. Идея воображаемой угрозы, заблуждения распространяется по сообществу по мере нарастания паники.

Массовая истерия в средние века 2

С другой стороны, массовая истерия — это форма конверсионного расстройства, когда глубоко укоренившаяся тревога превращается в физические симптомы. Эти симптомы делятся на две широкие категории: массовая тревожная истерия и массовая моторная истерия. Массовая тревожная истерия характеризуется такими симптомами, как обморок, рвота и чувство страха или паранойи. Это недолго — симптомы длятся всего пару часов, а сами вспышки длятся максимум несколько недель.

Массовая моторная истерия характеризуется причудливыми движениями тела и странным поведением. Эти вспышки могут длиться более года, а возможно, и дольше.

Они были более распространены в досовременном мире и в современных странах третьего мира, где вера в сверхъестественное была более распространенной, а угроза одержимости демонами рассматривалась как очень реальная и существующая опасность. Одним из примеров такой вспышки в современном мире была эпидемия смеха в Танганьике.

Пожалуй, самые причудливые и печально известные вспышки массовой истерии происходили то же самое, то время от времени в средние века. В них фигурировали толпы людей, судорожно танцующих по улицам средневековых городов, часто до такой степени, что они умирали от истощения.

1374-Окс-ла-Шапель

Одна из самых ранних зарегистрированных вспышек истерических танцев произошла в Окс-ла-Шапель в 1374 году. Страдальцы образовывали круги, взявшись за руки. Они танцевали часами, пока не упали в изнеможении.

Люди, страдающие истерией, казалось, не обращали внимания на то, что происходило вокруг них. Они также страдали от иллюзий, утверждая, что их мучают духи, имена которых они выкрикивали во время танца. Другие видели ангелов и святых.

Было бы поистине страшно смотреть на худшие случаи. Некоторые танцоры впали в нечто похожее на эпилептические припадки. У них были бы сильные судороги и пена во рту, но они все равно продолжали бы танцевать.

К июлю того же года танцевальная чума распространилась на территорию нынешних Нидерландов. В Бельгии танцоры носили гирлянды в волосах и привлекали толпы любопытных зрителей, некоторые из которых оказались втянутыми в зрелище.

Прочитайте также  «Нет логического объяснения» увечий крупного рогатого скота на ранчо в Орегоне

В некоторых случаях танцоры захватывали церкви. Люди молились за несчастных, думая, что они одержимы. Священники предпринимали попытки изгнания нечистой силы на танцоров, но обнаруживали, что их ругают страждущие, а также толпы, которых они привлекают.

Сообщества в пострадавших регионах не знали, что делать с этими бедными душами. Чтобы успокоить танцоров, были изданы постановления, такие как запрет на туфли с острым носком, которые стали популярными во время чумы (однако, квадратные пальцы ног были разрешены). Вид остроконечных туфель приводил танцоров в ярость, доводя их до еще более истерических припадков. То же самое с плачем и красным цветом.

Духовенство оказалось жертвой этой, казалось бы, случайной ярости. Он опасался, что мания распространится на высшие классы (большинство танцоров принадлежали к низшему классу) и полностью нарушит общественный порядок. Вот тот социальный элемент, который всегда присутствует как в коллективных заблуждениях, так и в массовой истерии.

Танцы были выпускным клапаном для многих лет сдерживаемого стресса и беспокойства. Для низших классов это был способ восстать против власть имущих. Приняв на себя роль истерика (хотя они и сделали это ненамеренно — на самом деле они были больны), крестьянин мог наконец противостоять своим угнетателям.

 

И все же восстание продолжалось недолго. Священники продолжали проводить экзорцизм, замечая, что это, по-видимому, единственное лечение, помогающее страждущим. Примерно через десять или одиннадцать месяцев спастические танцы наконец утихли.

Массовая истерия в средние века 3
Гравюра Хендрика Хондиуса изображает трех женщин, пострадавших от чумы. Работа основана на оригинальном рисунке Питера Брейгеля, который предположительно стал свидетелем последующей вспышки болезни в 1564 году во Фландрии.

Два века вспышек

Подобные вспышки произошли в Кельне и Меце в 1375 году. Меньшие по размеру по сравнению с танцевальной чумой прошлого года, волнения по-прежнему приносили хаос, куда бы они ни пошли. Во время этих более поздних вспышек произошел новый феномен — подражатели.

Были те, кто заметил внимание к танцорам и решил намеренно имитировать причудливые движения. Это контрастирует с людьми, которые действительно были поражены, которые в значительной степени не могли контролировать себя.

Подражатели распространяют болезнь так же легко, как и сами больные — массовая истерия может распространяться буквально через вид и звук.

Танцевальные мании продолжались в течение следующих двух столетий. Возможно, самый известный из них произошел в Страсбурге, Франция, в 1518 году, когда 400 мужчин, женщин и детей бесконтрольно танцевали во время вспышки болезни, которая длилась несколько месяцев. Десятки умерли от сердечных приступов и истощения.

Святой Вит и танцующие язвы

Культурные и религиозные традиции того времени сыграли огромную роль в том, как разыгрались эти танцевальные чумы. Уже было сказано, как вера в одержимость как постоянную опасность способствовала разжиганию вспышек.

Прочитайте также  Важно понимать, где молитва, где медитация, а где идолопоклонство

Более божественная фигура также могла сыграть роль в этой вспышке. Святой Вит был сицилийцем, который принял мученическую смерть во время гонений Диоклетиана на христиан в 303 году нашей эры. Его тело было перенесено в Корви в 836 году, когда его могиле приписывали чудеса. По мере того, как его поклонение распространялось, люди обращались к нему за помощью во всевозможных проблемах.

Легенда началась в начале четырнадцатого века, что святой Витус молился, чтобы Бог защитил страдающих танцевальной манией, если они поклонялись и постились до празднования дня его мученической кончины. Согласно легенде, когда молитва закончилась, с Небес раздался голос, говорящий: «Витус, твоя молитва принята».

Другой фигурой, призванной защищать танцоров, был Иоанн Креститель. Поклонение как Витусу, так и Иоанну характеризовалось воспроизведением древних языческих форм поклонения, например, когда люди и животные прыгали через пылающие обручи.

На этих фестивалях часто устраивались шумные танцы и вечеринки. Было высказано предположение, что танцы во время праздников поклонения могли быть катализатором формы, которую приняли танцевальные язвы.

Массовая истерия в средние века 4

Помимо фестивалей, обсуждались более широкие вопросы. Черная смерть опустошила мир всего двадцатью годами ранее, в живой памяти многих людей, когда начались танцевальные мании.

Травма от «Черной смерти» пронизала всю культуру, коренным образом изменив восприятие мира людьми. Несомненно, элемент этой травмы сыграл свою роль в грядущих маниях.

Кроме того, регион сильно пострадал от разрушительной чумы. В стране свирепствовали гражданские войны, бароны непрерывно дрались друг с другом в мелких войнах за территорию. Не существовало законов, защищающих простых людей, и большинство из них зависело от прихоти местного дворянина.

Кроме того, реки Рейн и Мэн разошлись, опустошив регион. Эти социальные и экологические силы объединились, чтобы снять напряжение, которое должно было быть снято церемониальным поклонением святому Иоанну и святому Виту, но разгул этих фестивалей вышел из-под контроля.

Вспышка в Страсбурге имела аналогичные основания. Накануне вспышки эпидемии был ужасный голод. Цены на продукты резко выросли. Фермеры пришли в город в поисках еды.

Ослабленное население в перенаселенном городе стало идеальной мишенью для вспышки болезней, в данном случае проказы и сифилиса. Эти факторы стресса послужили топливом для разжигания танцевальной мании.

Источники: Hecker, JFC. «Эпидемии средневековья». Лондон –G. Вудфолл и сын. 1844; Уоллер, Джон «Танцующие чумы и массовая истерия». Психолог 22; 7 (2009) 644-647.


Поделитесь в вашей соцсети👇

 

Добавить комментарий