Современные художники по-новому интерпретируют фотографии духов 1920-х годов.

Современные художники по-новому интерпретируют фотографии духов 1920-х годов.

 

В июле 1923 г. британский писатель Артур Конан Дойл прибыл в Виннипег, чтобы прочитать публичную лекцию «Доказательства бессмертия» в рамках турне по 40 городам Северной Америки, собравшего значительную аудиторию.

Дойл, широко известный сегодня как писатель, создавший Шерлока Холмса, был также спиритуалистом — принадлежал к кругу людей, придерживавшихся и исследовавших религиозную веру в то, что души умерших могут взаимодействовать с живыми людьми.

В первый же вечер пребывания Дойла в Виннипеге он и его жена Джин Леки Дойл были приглашены на сеанс расследования, который проводили врач Томас Гленденнинг Гамильтон и его жена и сотрудница Лилиан Гамильтон, квалифицированная медсестра.

В затемненной комнате для сеансов доктора Гамильтона, как позже напишет Дойл, он увидел, как в воздух взлетел светящийся стол.

В наследство Гамильтону достались псевдонаучные фотографии, связанные с его исследованиями паранормальных материализаций. Теперь они уже не воспринимаются как научные, их лучше анализировать как искусство.

Новый научный сборник эссе и художественная выставка «Архив нежити: 100 Years of Photographing Ghosts» в Университете Виннипега используют искусствоведческий подход для контекстуализации этих жутких фотографий как визуальной культуры.

Психическая сила

Дойл рассказывал, как стол снова и снова громыхал сам по себе, не прикасаясь к нему. В один момент все было тихо. Затем:

«Мгновение спустя он, как беспокойная собака в конуре, пружинил, кувыркался, бился о подпорки и, наконец, вырвался с такой скоростью, что я поспешил убраться с дороги».

Гамильтоны и Дойлы сошлись во мнении, что стол двигала невидимая сила, психическая сила, и что это было послание дисгармоничной (развоплощенной) личности, пережившей смерть, купить права дубликат.

Психическая сила, как считали некоторые ученые, вытекала из тела медиума и проявлялась в виде органической плазмы, известной как эктоплазма, через которую могли общаться духи.

Дойл был в курсе исследований Гамильтонов. По словам Гамильтонов и Джина Леки Дойла, он даже проявился как «трансцендентальная личность» через два года после смерти, материализовавшись в пушистой эктоплазме на фотографии, сделанной Гамильтоном в 1932 году.

Выражение тяжелой утраты

Как отмечают историки Фелисити Хамер и Эсилт Джонс, после потерь в Первой мировой войне и пандемии гриппа 1919 г. североамериканцы нередко участвовали в сеансах и занимались спиритизмом, чтобы выразить тяжелую утрату.

Прочитайте также  Зеркала реальности. Люди вокруг - это проекции того, что есть в вас самих

Интересно, что Гамильтон отвергал популярную религию спиритизма, критикуя ее как культ. Он представлял свои исследования как научные и подчеркивал свое владение фотографической техникой.

С 1923 по 1935 г., используя сложный набор камер и объективов, Гамильтон в своей лаборатории пытался запечатлеть «психическую силу» на стеклянных пластинах.

Он опубликовал сотни фотографий поворота столов и эктоплазменных выделений клеточной плазмы из тела женщин-медиумов.

Фотографировать светочувствительную эктоплазму было непросто, и сделанные Гамильтоном кадры медиумов, окруженных органической формой материала, повысили его статус как исследователя.

 

Вдохновители «Охотников за привидениями

Изображения Гамильтона выставлялись и широко распространялись. Их также высоко оценили исследователи, в том числе два исследователя, которые вступили в знаменитый публичный спор с фокусником Гудини после того, как заявили о развенчании его магии, и Сэмюэл Эйкройд, прадед актера Дэна Эйкройда. В 1984 г. в блокбастере «Охотники за привидениями», снятом младшим Эйкройдом, эктоплазма вошла в массовую культуру.

В период между мировыми войнами некоторым ученым было открыто представление о существовании невидимых сил (также известных как психические силы или жизненная сила), и они опирались в своих исследованиях на устаревшие научные теории, в том числе «эфирную вселенную» и «витализм».

Вторая волна международного признания пришла к снимкам Гамильтона после того, как в 2001 г. они были оцифрованы в Архиве и специальных коллекциях Университета Манитобы и обнаружены в Интернете художниками, заинтригованными гротескной эстетикой телесных выделений.

Выставка «Архив нежити

Гамильтон осознавал убогость своих фотографий и называл их «чудовищно необычными».

Но он также рассматривал эктоплазму как жизненно важный формовочный материал, способный создавать бесконечные формы и фигуры.

Выставка «Архив нежити: 100 Years of Photographing Ghosts» в Галерее 1C03 Университета Виннипега и Школе искусств Университета Манитобы, а также в Архиве и специальных коллекциях, также посвящена художественной интерпретации этой загадочной субстанции.

На выставке, куратором которой я являюсь, представлены работы 25 современных художников, реагирующих на эктоплазму и фотографии Гамильтона. Среди работ — стоп-моушн видео, в котором эктоплазма превращается в узнаваемые формы, — работы Шеннон Таггарт и Грейс Уильямс. Уильямс анимировала старую фотографию извержения эктоплазмы, а Таггарт сшила кадры, на которых современный медиум (Кай Мюгге) извергает эктоплазму в 2018 году.

Прочитайте также  13 совпадений, которые действительно пугают

Гамильтону так и не удалось заснять эктоплазму из-за плохой освещенности камеры для проведения сеансов, поэтому эти видеозаписи дают нам возможность почувствовать театральность и интригу сеансов начала XX века.

Невидимая, подавляемая духовная работа

Некоторые художники вживаются в роль медиумов, имитируя язык тела в состоянии транса. Эрика ДеФрейтас использует вместо эктоплазмы вязаные салфетки, привлекая внимание к невидимому труду медиумов, осуществляемому для поддержки исследователей-экстрасенсов.

К.К. Адамс, анишинаабе, ининью и британский художник, живущий в Манитобе, исследовал и создал для выставки произведение виртуальной реальности, в котором рассматриваются погребальные ритуалы ининью, замалчиваемые в соответствии с Законом об индейцах.

Пандемии и забвение

В книге «Искусство эктоплазмы» Джонс пишет, что только в марте 2020 года с появлением COVID-19 наше общество задумалось о пандемии гриппа 1918-19 гг.

В фильме «Заражение» Тереза Берроуз создает инсталляцию в виде святилища доктора Терезы Там, главного специалиста по общественному здравоохранению Канады, используя для этого экспресс-тест на антиген.

На изображении Берроуза Тэм смотрит вверх, как бы в трансе, и окружен зелеными шариками, имитирующими вирус COVID-19. В первые дни пандемии доктор Тэм постоянно выступал по национальному телевидению и в социальных сетях, словно прорицатель, излагающий предупреждения.

Виннипег как «центр экстрасенсорики

Сто лет назад, когда жители Виннипегга выходили из пандемии гриппа 1918-19 годов, Дойл предложил, как казалось, доказательство того, что жизнь продолжается после смерти.

Посидев с Гамильтонами в их лаборатории сеансов, Дойл в письме Лилиан Гамильтон от 5 июля 1923 г. назвал Виннипег «психическим центром», во многом предрекая потерю Виннипегом статуса «Чикаго Севера» и предлагая альтернативное прозвище.

Идея Виннипега как сверхъестественного места была подхвачена художниками и авторами, примером чего может служить фильм режиссера Гая Мэддина «Мой Виннипег», а также выставочные работы, большая часть которых была создана во время блокировки COVID-19.

Сейчас, когда мы выходим из пандемии, интересно вспомнить экспериментальные сеансы Гамильтона, проведенные после пандемии, и задуматься: Какую форму может принять наша скорбь?

Серена Кешавджи, профессор истории, Университет Виннипега.


Поделитесь в вашей соцсети👇

 

Добавить комментарий