Современные художники по-новому интерпретируют фотографии духов 1920-х годов.

Современные художники по-новому интерпретируют фотографии духов 1920-х годов.

 

В июле 1923 г. британский писатель Артур Конан Дойл прибыл в Виннипег, чтобы прочитать публичную лекцию «Доказательства бессмертия» в рамках турне по 40 городам Северной Америки, собравшего значительную аудиторию.

Дойл, широко известный сегодня как писатель, создавший Шерлока Холмса, был также спиритуалистом — принадлежал к кругу людей, придерживавшихся и исследовавших религиозную веру в то, что души умерших могут взаимодействовать с живыми людьми.

В первый же вечер пребывания Дойла в Виннипеге он и его жена Джин Леки Дойл были приглашены на сеанс расследования, который проводили врач Томас Гленденнинг Гамильтон и его жена и сотрудница Лилиан Гамильтон, квалифицированная медсестра.

В затемненной комнате для сеансов доктора Гамильтона, как позже напишет Дойл, он увидел, как в воздух взлетел светящийся стол.

В наследство Гамильтону достались псевдонаучные фотографии, связанные с его исследованиями паранормальных материализаций. Теперь они уже не воспринимаются как научные, их лучше анализировать как искусство.

Новый научный сборник эссе и художественная выставка «Архив нежити: 100 Years of Photographing Ghosts» в Университете Виннипега используют искусствоведческий подход для контекстуализации этих жутких фотографий как визуальной культуры.

Психическая сила

Дойл рассказывал, как стол снова и снова громыхал сам по себе, не прикасаясь к нему. В один момент все было тихо. Затем:

«Мгновение спустя он, как беспокойная собака в конуре, пружинил, кувыркался, бился о подпорки и, наконец, вырвался с такой скоростью, что я поспешил убраться с дороги».

Гамильтоны и Дойлы сошлись во мнении, что стол двигала невидимая сила, психическая сила, и что это было послание дисгармоничной (развоплощенной) личности, пережившей смерть, купить права дубликат.

Психическая сила, как считали некоторые ученые, вытекала из тела медиума и проявлялась в виде органической плазмы, известной как эктоплазма, через которую могли общаться духи.

Дойл был в курсе исследований Гамильтонов. По словам Гамильтонов и Джина Леки Дойла, он даже проявился как «трансцендентальная личность» через два года после смерти, материализовавшись в пушистой эктоплазме на фотографии, сделанной Гамильтоном в 1932 году.

Выражение тяжелой утраты

Как отмечают историки Фелисити Хамер и Эсилт Джонс, после потерь в Первой мировой войне и пандемии гриппа 1919 г. североамериканцы нередко участвовали в сеансах и занимались спиритизмом, чтобы выразить тяжелую утрату.

Прочитайте также  Уфолог обнаружил «доказательства» присутствия людей на Марсе

Интересно, что Гамильтон отвергал популярную религию спиритизма, критикуя ее как культ. Он представлял свои исследования как научные и подчеркивал свое владение фотографической техникой.

С 1923 по 1935 г., используя сложный набор камер и объективов, Гамильтон в своей лаборатории пытался запечатлеть «психическую силу» на стеклянных пластинах.

Он опубликовал сотни фотографий поворота столов и эктоплазменных выделений клеточной плазмы из тела женщин-медиумов.

Фотографировать светочувствительную эктоплазму было непросто, и сделанные Гамильтоном кадры медиумов, окруженных органической формой материала, повысили его статус как исследователя.

 

Вдохновители «Охотников за привидениями

Изображения Гамильтона выставлялись и широко распространялись. Их также высоко оценили исследователи, в том числе два исследователя, которые вступили в знаменитый публичный спор с фокусником Гудини после того, как заявили о развенчании его магии, и Сэмюэл Эйкройд, прадед актера Дэна Эйкройда. В 1984 г. в блокбастере «Охотники за привидениями», снятом младшим Эйкройдом, эктоплазма вошла в массовую культуру.

В период между мировыми войнами некоторым ученым было открыто представление о существовании невидимых сил (также известных как психические силы или жизненная сила), и они опирались в своих исследованиях на устаревшие научные теории, в том числе «эфирную вселенную» и «витализм».

Вторая волна международного признания пришла к снимкам Гамильтона после того, как в 2001 г. они были оцифрованы в Архиве и специальных коллекциях Университета Манитобы и обнаружены в Интернете художниками, заинтригованными гротескной эстетикой телесных выделений.

Выставка «Архив нежити

Гамильтон осознавал убогость своих фотографий и называл их «чудовищно необычными».

Но он также рассматривал эктоплазму как жизненно важный формовочный материал, способный создавать бесконечные формы и фигуры.

Выставка «Архив нежити: 100 Years of Photographing Ghosts» в Галерее 1C03 Университета Виннипега и Школе искусств Университета Манитобы, а также в Архиве и специальных коллекциях, также посвящена художественной интерпретации этой загадочной субстанции.

На выставке, куратором которой я являюсь, представлены работы 25 современных художников, реагирующих на эктоплазму и фотографии Гамильтона. Среди работ — стоп-моушн видео, в котором эктоплазма превращается в узнаваемые формы, — работы Шеннон Таггарт и Грейс Уильямс. Уильямс анимировала старую фотографию извержения эктоплазмы, а Таггарт сшила кадры, на которых современный медиум (Кай Мюгге) извергает эктоплазму в 2018 году.

Прочитайте также  Присевший бледный гуманоид попал на камеру видеонаблюдения

Гамильтону так и не удалось заснять эктоплазму из-за плохой освещенности камеры для проведения сеансов, поэтому эти видеозаписи дают нам возможность почувствовать театральность и интригу сеансов начала XX века.

Невидимая, подавляемая духовная работа

Некоторые художники вживаются в роль медиумов, имитируя язык тела в состоянии транса. Эрика ДеФрейтас использует вместо эктоплазмы вязаные салфетки, привлекая внимание к невидимому труду медиумов, осуществляемому для поддержки исследователей-экстрасенсов.

К.К. Адамс, анишинаабе, ининью и британский художник, живущий в Манитобе, исследовал и создал для выставки произведение виртуальной реальности, в котором рассматриваются погребальные ритуалы ининью, замалчиваемые в соответствии с Законом об индейцах.

Пандемии и забвение

В книге «Искусство эктоплазмы» Джонс пишет, что только в марте 2020 года с появлением COVID-19 наше общество задумалось о пандемии гриппа 1918-19 гг.

В фильме «Заражение» Тереза Берроуз создает инсталляцию в виде святилища доктора Терезы Там, главного специалиста по общественному здравоохранению Канады, используя для этого экспресс-тест на антиген.

На изображении Берроуза Тэм смотрит вверх, как бы в трансе, и окружен зелеными шариками, имитирующими вирус COVID-19. В первые дни пандемии доктор Тэм постоянно выступал по национальному телевидению и в социальных сетях, словно прорицатель, излагающий предупреждения.

Виннипег как «центр экстрасенсорики

Сто лет назад, когда жители Виннипегга выходили из пандемии гриппа 1918-19 годов, Дойл предложил, как казалось, доказательство того, что жизнь продолжается после смерти.

Посидев с Гамильтонами в их лаборатории сеансов, Дойл в письме Лилиан Гамильтон от 5 июля 1923 г. назвал Виннипег «психическим центром», во многом предрекая потерю Виннипегом статуса «Чикаго Севера» и предлагая альтернативное прозвище.

Идея Виннипега как сверхъестественного места была подхвачена художниками и авторами, примером чего может служить фильм режиссера Гая Мэддина «Мой Виннипег», а также выставочные работы, большая часть которых была создана во время блокировки COVID-19.

Сейчас, когда мы выходим из пандемии, интересно вспомнить экспериментальные сеансы Гамильтона, проведенные после пандемии, и задуматься: Какую форму может принять наша скорбь?

Серена Кешавджи, профессор истории, Университет Виннипега.


Поделитесь в вашей соцсети👇

 

Добавить комментарий