Дистанционное управление жизнью и смертью
Некоторые люди будут до смерти напуганы, когда услышат упоминание термина «Вуду». Что же такого страшного в Вуду с точки зрения религии, культуры и культа?
Термин Вуду (Vodun в Бенине; также Vodou, Voudou или другие фонетически эквивалентные варианты написания на Гаити; Vudu в Доминиканской Республике) применяется к ветвям западноафриканской религиозной традиции спиритов-анимистов, основанной на предках.
Как религия, Вуду не так уж и стара. Некоторые ученые говорят, что это смесь религий Западной Африки с налетом на католицизма. Считается, что вуду завезли на Гаити, а также на Ямайку, Кубу и Бразилию рабы с Гвинейского побережья Африки. Было бы правильно называть религию продуктом работорговли.
В условиях рабства африканская культура и религия были подавлены, родословные были фрагментированы, а люди объединили свои религиозные знания и в результате этой фрагментации стали культурно унифицированными. В дополнение к объединению духов многих различных африканских и индийских народов, Vodou включил части римско-католической литургии, чтобы заменить утерянные молитвы или элементы своей веры.
Vodou — сложное мистическое видение мира. Он сочетает в себе человека, природу и сверхъестественные силы, то есть относящиеся к естественному или превосходящие его. Вуду — довольно демократичная религия, каждый имеет прямой доступ к духовному миру, никаких посредников не требуется.
Практическая цель Vodou — это то, что в других религиях называется состоянием одержимости (дьяволом). «Католик ходит в церковь, чтобы говорить о Боге, а вудуизант танцует возле церкви, чтобы стать Богом», — как гласит популярная гаитянская поговорка.
С точки зрения Вуду, человек — это сочетание нескольких тел, наложенных одно на другое. Только одно тело — физическое — доступно обычному восприятию. Следующий — что-то вроде дубликата энергии тела, «дух плоти», который позволяет ему функционировать.
Вышеупомянутый дух начинает сочиться из тела после смерти, он переходит к живущим в земле организмам. Процесс занимает 18 месяцев. Согласно доктринам Вуду, душа или нефизический духовный центр человека состоит из двух частей: «маленького доброго ангела» и «большого доброго ангела».
«Большой добрый ангел» похож на «дух плоти», это чистое, но более тонкое энергетическое существо, которое после смерти мгновенно возвращается к бесконечному резервуару энергии. «Маленький добрый ангелок» — это индивидуализированная часть души, источник всех личных качеств.
Он способен легко отделяться от тела (находясь во сне или в сильном испуге, или временно одержим внешними духами, называемыми Ива). Последняя духовная составляющая находится на небесах, она не связана с телом человека, связана с его судьбой, это его личная «звезда» или то, что в буддизме называется кармой.
Водоуизанты верят, что невидимая сила Ива наполняет все под солнцем. Lwa бесчисленны, как песок на берегу моря. У каждого лва есть свой знак, имя и судьба. Поклонение змее, которая проглатывает свой собственный хвост, является одним из центральных моментов обрядов Вуду. Змея символизирует гармонию мироздания и вечности в древнем мире.
Дамбала Ведо — ключевой обязательный компонент любого причастия Вуду; это начало и конец всего сущего, Океан Вечности, окружающий материальный мир. Это безграничное пространство, откуда все пришло и куда все рано или поздно вернется. Это аспекты светлой стороны Вуду. Как и любая другая религия, Vodou содержит глубокие философские взгляды, основанные на поклонении природе и ее элементам.
Говорят, что у всех есть духи, и считается, что каждый человек имеет особые отношения с одним конкретным духом, который, как говорят, «владеет своей головой», однако у каждого человека может быть много лва, и тот, который владеет их головой, или « met tet », может быть, а может и не быть самым активным духом в жизни человека по вере Гаити.
Служа духам, Vodouisant стремится достичь гармонии со своей индивидуальной природой и окружающим миром, что проявляется в личной силе и находчивости в отношениях с жизнью.
Частью этой гармонии является членство и поддержание отношений в контексте семьи и сообщества. Дом или общество Вуду организовано по метафоре большой семьи, а посвященные — это «дети» своих инициаторов, с чувством иерархии и подразумеваемых взаимных обязательств.
Большинство Vodouisants не являются посвященными, их называют «босалами»; не обязательно быть посвященным, чтобы служить своему духу. В Гаитянском Водоу есть духовенство, в обязанности которого входит сохранение ритуалов и песен и поддержание отношений между духами и сообществом в целом (хотя некоторые из них также являются обязанностью всей общины).
Им доверено руководить служением всем духам своей родословной. Священников называют «хунганами», а жриц — «манбо». Ниже хунганов и манбо находятся хунси, посвященные, которые действуют как помощники во время церемоний и посвящают себя своим личным тайнам.
Человек служит не какому-либо ИВА, а только тем, которые у них «есть» в соответствии с его судьбой или природой. Какие духи «есть» у человека, можно раскрыть на церемонии, во время чтения или во сне.
Однако все водусанты также служат духам своих кровных предков, и этот важный аспект практики Вуду часто игнорируется или преуменьшается значимостью комментаторов, которые не понимают его значения. Культ предков фактически является основой религии Вуду.
Вуду стало ассоциироваться в массовом сознании с такими явлениями, как «зомби» и «куклы вуду». Хотя существуют этноботанические свидетельства создания «зомби», это незначительное явление в сельской гаитянской культуре и не является частью религии Вуду как таковой. Такие вещи попадают под покровительство бокора или колдуна, а не священника.
Поделитесь в вашей соцсети👇