Дикие Гималаи: Встречи с Йети
Письма британских чиновников, проживавших в Гималаях на Индийском субконтиненте в XIX веке, содержат спорадические упоминания о наблюдениях и следах диких людей, называемых йети.
Йети впервые были упомянуты Б. Х. Ходжсоном, который с 1820 по 1843 год был британским резидентом при непальском дворе. Ходжсон сообщил, что во время путешествия по северному Непалу его носители были напуганы видом волосатого бесхвостого человекоподобного существа.
Услышав подобное сообщение (а со времен Ходжсона были зарегистрированы сотни), многие могут предположить, что непальцы приняли обычное животное за йети.
Обычные кандидаты на ошибочную идентификацию — медведи и обезьяна лангур. Но трудно представить, чтобы пожизненные жители Гималаев, хорошо знакомые с дикой природой, совершили бы такие ошибки. Майра Шекли заметила, что йети можно найти на непальских и тибетских религиозных картинах, изображающих иерархии живых существ.
«Здесь, — сказал Шекли, — медведи, обезьяны и лангуры изображены отдельно от дикого человека, что предполагает отсутствие путаницы (по крайней мере, в умах художников) между этими формами».
В девятнадцатом веке по крайней мере один европеец сообщил, что лично видел пойманное животное, напоминающее йети. Мужчина из Южной Африки сказал антропологу Майре Шекли:
«Много лет назад в Индии мать моей покойной жены рассказала мне, как ее мать на самом деле видела то, что могло быть одним из этих существ в Муссори, в предгорьях Гималаев. Этот получеловек шел прямо, но, очевидно, был скорее животным, чем человеком, с волосами, покрывающими все его тело. Сообщается, что его застали в снегу … его похитители заковали его в цепи ».
В течение двадцатого века европейцы продолжали наблюдать диких людей и их следы, увеличиваясь во время гималайских альпинистских экспедиций.
В ноябре 1951 года Эрик Шиптон во время разведки подходов к Mt. Эверест, обнаружил следы на леднике Менлунг, недалеко от границы между Тибетом и Непалом, на высоте 18 000 футов. Шиптон шел по тропе милю.
Фотография одного из отпечатков крупным планом оказалась для многих убедительной. Следы были довольно большими. Джон Р. Нэпьер рассмотрел и отверг возможность того, что особый размер и форма лучшего следа Шиптона могли быть вызваны таянием снега.
В конце концов, Нэпьер предположил, что след Шиптона был результатом наложения человеческих ног, одна из которых была обутой, а другая — нет.
В целом, Нэпир, который был полностью убежден в существовании североамериканского сасквоча, очень скептически относился к свидетельствам в пользу йети. Но, как мы увидим позже в этом разделе, новые свидетельства заставят Нэпьера больше склоняться к принятию гималайских диких людей.
В ходе своих экспедиций в Гималаи в 1950-х и 1960-х годах сэр Эдмунд Хиллари обратил внимание на доказательства существования йети, включая следы на снегу.
Он пришел к выводу, что во всех случаях большие следы, приписываемые йети, образовывались в результате слияния более мелких следов известных животных. На это Напье, сам скептик, ответил:
«Ни один человек с опытом не спутает растаявший след со свежим. Не все отпечатки, которые на протяжении многих лет видели авторитетные наблюдатели, можно объяснить таким образом; должны быть другие объяснения следов, включая, конечно, возможность того, что они были сделаны неизвестным науке животным ».
Помимо жителей Запада, местные информаторы также непрерывно сообщали о Йети. Например, в 1958 году жители тибетской деревни из Тарбале, недалеко от ледника Ронгбук, наткнулись на утонувшего йети, сказала Майра Шекли в своей книге о диких людях. Жители описали это существо как маленького человека с заостренной головой и покрытым красновато-коричневым мехом.
Некоторые буддийские монастыри утверждают, что имеют физические останки йети. Одна из категорий таких реликвий — скальпы йети, но считается, что те, что изучались западными учеными, были сделаны из шкур известных животных.
В 1960 году сэр Эдмунд Хиллари организовал экспедицию по сбору и оценке доказательств существования йети и отправил скальп йети из монастыря Кхумджунг на Запад для тестирования. Результаты показали, что кожа головы была сделана из кожи серы, козьей гималайской антилопы.
Но некоторые не согласились с этим анализом. Шекли сказал, что они:
«Указал на то, что волосы на коже черепа выглядят отчетливо обезьяньими, и что они содержат паразитических клещей другого вида, чем те, которые были извлечены из серы».
В 1950-х годах исследователи, спонсируемые американским бизнесменом Томом Сликом, получили образцы мумифицированной руки йети, хранившейся в Пангбоче, Тибет. Лабораторные тесты не дали результатов, но Шекли сказал, что рука «имеет некоторые любопытные антропоидные черты».
В мае 1957 года простолюдин из Катманду опубликовал рассказ о голове йети, которая хранилась 25 лет в деревне Чилунка, примерно в 50 милях к северо-востоку от Катманду, Непал.
В марте 1986 года Энтони Б. Вулдридж совершал одиночный пробег через Гималаи на крайнем севере Индии от имени небольшой организации по развитию третьего мира. Двигаясь по покрытому деревьями заснеженному склону возле Хемкунда, он заметил свежие следы и сфотографировал их, в том числе крупный план единственного отпечатка, который напоминал тот, который был сфотографирован Эриком Шиптоном в 1951 году.
Двигаясь дальше, Вулдридж дошел до недавней лавины и увидел неглубокую борозду, по всей видимости, образовавшуюся от скольжения по снегу большого объекта. В конце борозды он увидел еще несколько следов, которые вели к далекому кусту, за которым стояла «большая прямостоячая фигура, возможно, высотой до 2 метров. [about 6 feet] высокий.»
Вулдридж, поняв, что это может быть Йети, приблизился к 150 метрам (около 500 футов) и сделал фотографии.
«Он стоял, расставив ноги, — заявил он, — по-видимому, глядя вниз по склону, правым плечом повернувшись ко мне. Голова была большой и квадратной, а все тело казалось покрытым темными волосами ».
По мнению Вулдриджа, существо определенно не было обезьяной, медведем или обычным человеком.
Вулдридж наблюдал за существом в течение 45 минут, но вынужден был уйти, когда погода ухудшилась. На обратном пути на свою базу он сделал еще несколько снимков следов, но к этому времени они стали искаженными из-за таяния.
По возвращении в Англию Вулдридж показал свои фотографические свидетельства ученым, интересующимся вопросом дикого человека, включая Джона Напьера. На расстоянии 150 метров существо выглядело совсем маленьким на 35-миллиметровой пленке, но при увеличении действительно было видно что-то похожее на человека.
Описывая реакцию тех, кто видел его фотографии, Вулдридж заявил:
«Джон Нэпир, приматолог и автор книги 1973 года« Снежный человек: йети и сасквотч в мифах и реальности », изменил ранее выраженную скептическую позицию и теперь называет себя приверженцем йети.
Майра Шекли, археолог и автор книги «Дикие люди: Йети, Саскватч и загадка неандертальцев» в 1983 году, видела всю последовательность фотографий и считает, что весь этот опыт очень согласуется с другими сообщениями о наблюдениях за йети. Лорд Хант, руководитель успешной экспедиции на Эверест 1953 года, который дважды сам видел следы Йети, также убежден в этом ».
Поделитесь в вашей соцсети👇