Древние татуировки Сибири: Тайны мастеров Пазырыкской культуры раскрыты с помощью новых технологий

Древние татуировки Сибири: Тайны мастеров Пазырыкской культуры раскрыты с помощью новых технологий

 

Фантастические изображения животных на предплечьях женщины, мумифицированной 2300 лет назад, открывают новые подробности о древнем искусстве татуировки в Сибири. С помощью современных методов фотографии археологи обнаружили, что виртуозный мастер использовал ранее неизвестный инструмент для «ручного нанесения» узоров в несколько этапов. Эти находки подробно описаны в исследовании, опубликованном 31 июля в журнале Antiquity.

Пазырыкские ледяные мумии, известные сохранившимися узорами на теле с изображением битв животных и мифических существ (включая существо, напоминающее грифона), принадлежат кочевой Пазырыкской культуре, части скифского мира, расцвет которой пришелся на железный век (VI–II вв. до н.э.). Пазырыкцы погребали умерших в курганах, вырубленных в сибирской вечной мерзлоте. Этот способ захоронения, а также ранние методы бальзамирования, позволили сохранить тела знати.

Однако первые пазырыкские мумии, обнаруженные в 1940-х годах, не сразу раскрыли все тайны. Инфракрасная съемка в начале 2000-х помогла найти ранее незаметные татуировки на четырех мумиях.

Теперь же ближняя инфракрасная фотосъемка с субмиллиметровым разрешением позволила детально изучить татуировки на теле 50-летней женщины, у которой узоры покрывали обе руки и предплечья.

Новые открытия:

  • Линии татуировок имеют равномерную толщину.
  • Некоторые элементы выполнены многоточечным инструментом (предположительно, связкой шипов растений), другие — одноточечным.
  • Видимые пересечения линий указывают на паузы в работе мастера.

Сцена битвы животных на правом предплечье выделяется детализацией, что говорит о высоком уровне мастерства. Её нанесение, вероятно, потребовало нескольких сеансов и разных инструментов.

«Многие культуры использовали связки шипов для татуировок, — отмечает соавтор исследования Аарон Детер-Вульф, археолог из Департамента археологии Теннессии. — Однако сами инструменты, вероятно, были из органических материалов, поэтому не сохранились».

Остается загадкой, работал ли над узорами один мастер или несколько. «Были ли татуировки частью погребальных обрядов или создавались в мастерских — вопрос, на который пока нет ответа», — добавляет Детер-Вульф.

Мэтт Лоддер, историк искусства из Университета Эссекса, подчеркивает: «Эти татуировки — не просто украшения. Они отражают моменты творчества и верований, делая мумии живыми свидетельствами прошлого».

Загадки погребальных ритуалов:
Интригует, что татуировки на предплечьях были надрезаны во время бальзамирования, возможно, символизируя разрыв связи с земной жизнью. Однако узоры на руках остались нетронутыми. «Это может указывать на ритуальную значимость таких действий», — предполагает Детер-Вульф.

Будущие исследования:
Ученые планируют изучить другие мумии с помощью высокоточной съемки, чтобы понять:

  1. Использовались ли аналогичные техники на других телах.
  2. Как эволюционировало искусство татуировки у пазырыкцев.
  3. Какое место занимали татуировки в социальной иерархии.

Открытия в сибирских курганах продолжают удивлять. Возможно, следующий шаг — анализ пигментов татуировок или реконструкция инструментов. Каждая новая технология приближает нас к разгадке тайн древних мастеров, чьё искусство застыло во льдах времени.

Добавить комментарий