Древняя тайна Шимао: Почему мужчины стали жертвами у городских ворот

Древняя тайна Шимао: Почему мужчины стали жертвами у городских ворот

 

Прямо за воротами 4000-летнего китайского города археологи обнаружили яму, полную 80 черепов — останков жертв ритуальных убийств. Новое исследование раскрыло удивительный факт: девять из десяти жертв были мужчинами.

В работе, опубликованной 26 ноября в журнале Nature, исследователи проанализировали ДНК, собранную из скелетов, найденных в древнем городе Шимао и его городах-спутниках, чтобы понять социальную и родовую структуру этого неолитического общества.

Древний город с каменными стенами Шимао был впервые обнаружен в провинции Шэньси в 2018 году. Существовавший примерно между 2300 и 1800 годами до н.э., Шимао занимал площадь около 4 квадратных километров. В городе находилась большая ступенчатая пирамида, зоны ремесленного производства и два некрополя.

Археологи также обнаружили две различные формы человеческих жертвоприношений: одна связана с головами обезглавленных людей, захороненными в «черепных ямах» у городских ворот; другая — с погребением человека более низкого статуса (обычно женщины) в качестве сопроводительной жертвы в захоронении знатной особы.

В новом исследовании учёные использовали анализ ДНК, чтобы определить биологический пол людей, чьи черепа находились в яме, обнаруженной под фундаментом Дунмэнь (Восточных ворот) Шимао.

«В отличие от предыдущих археологических отчётов, где эти жертвы идентифицировались как преимущественно женские, новые данные ДНК не показали такого перекоса: 9 из 10 жертв оказались мужчинами», — написали исследователи.

Это открытие удивило археологов, поскольку жертвы, связанные с элитными захоронениями в Шимао и его окрестностях, были преимущественно женского пола.

«Эта практика, где жертвами в основном были женщины, резко контрастирует с находкой у Дунмэнь, где в обезглавливании и массовом захоронении участвовали в основном мужчины, — отметили учёные. — Это говорит о том, что ритуалы жертвоприношений в Шимао были строго структурированы, с чётким гендерным разделением ролей, связанных с различными ритуальными целями и местами».

Кроме того, анализ ДНК показал, что у принесённых в жертву мужчин и у погребённой в некрополях элиты не было различий в происхождении. Это означает, что жертвы не были «чужаками» — они принадлежали к тому же самому обществу.

Хотя точная причина такой гендерной специфики ритуалов остаётся неясной, исследователи предложили несколько возможных объяснений. Жертвы в некрополях, вероятно, представляли собой форму почитания предков, где женщин приносили в жертву, чтобы сопровождать или чтить знатных правителей в загробной жизни. В то время как черепа в яме у ворот, скорее всего, были частью строительного ритуала, связанного с возведением городских стен или ворот — акта, возможно, символизировавшего защиту, мощь и посвящение ключевого оборонительного сооружения мужской силе и энергии. Это открытие заставляет пересмотреть наши представления о социальной иерархии, символике и сложной религиозной жизни одного из самых ранних и могущественных городов древнего Китая.

Добавить комментарий