Голос океана: певица Jewel и NASA создали «живую» скульптуру из данных

Голос океана: певица Jewel и NASA создали «живую» скульптуру из данных

 

Восьмифутовая (около 2,5 метров) скульптура из смолы, созданная певицей и художницей Джюел и излучающая звуковой ландшафт на основе океанологических данных NASA, стала одним из ярких экспонатов ежегодной встречи Американского геофизического союза (AGU) в Новом Орлеане 16 декабря. Гости мероприятия могли не только увидеть изображения этого произведения, но и услышать аудиосэмплы.

«Вся скульптура целиком состоит из данных», — заявила Джюел на пресс-встрече, где обсуждался процесс создания работы. Вместе с ней выступали Челле Джентемэнн, научный руководитель программы из Офиса главного специалиста по научным данным NASA, и Кевин Мерфи, сам главный специалист по научным данным агентства.

Джюел тесно сотрудничала с NASA, чтобы выбрать данные, которые могли бы стать убедительным художественным высказыванием. Звуковой ландшафт построен из тонов, звуков и темпа, которые напрямую транслируют открытые данные NASA о высоте волн, количестве осадков, солености, течениях, сейсмической активности и морской жизни в Атлантическом океане. Каждая точка данных преобразуется в «звуковую библиотеку», созданную Джюел, а затем эти элементы складываются в единую музыкальную композицию.

Звуковая дорожка «путешествует» в глубины океана, замедляясь по мере падения температуры. Затем произведение ускоряется, «восходя» к поверхности, чтобы передать данные об этом слое. Информация о облачности и течениях определяет, как звук перемещается от одного уха к другому, создавая эффект трехмерного пространственного звука.

«Я так много узнала», работая с NASA, — поделилась Джюел. — «Это была невероятная интеллектуальная задача — взять эти данные и, не желая их исказить, все же превратить в осмысленную музыку». — «Я чувствовала, что должна быть предельно честной с данными… Я хотела, чтобы это была чистая природа, разговаривающая с вами», — пояснила она.

Саундскейп изменяется в соответствии с почти реальными условиями в Атлантическом океане, так как данные обновляются каждые 12 минут. «Если идет дождь, произведение выглядит и звучит иначе. Если шторм — оно меняется. Это живой инструмент, на котором океан играет в реальном времени», — сказала Джюел. Особенно ей нравится слушать композицию в условиях полнолуния, когда океан и его данные преображаются.

Джюел надеется, что ее работа привлечет внимание к доступности данных NASA. «Только благодаря открытым данным у меня получилось создать эту вещь», — отметила она.

Челле Джентемэнн, научный руководитель программы NASA, назвала этот опыт ценнейшей возможностью исследовать художественную сторону карьеры, обычно сфокусированной на технических аспектах. «Часто мы, ученые, погружены в графики, алгоритмы и статьи. Этот проект напомнил мне, что в основе всех этих чисел лежит дыхание нашей планеты — мощное, изменчивое и по-настоящему прекрасное. Искусство способно сделать это дыхание слышимым и осязаемым для каждого», — добавила Джентемэнн.

Этот проект находится на стыке искусства, науки и технологий, становясь частью растущего движения «научного искусства» (sci-art). Он демонстрирует, как абстрактные массивы информации могут обрести эмоциональную форму и воздействовать на публику на интуитивном уровне. Скульптура и ее звучание — это не просто интерпретация, а своего рода «прямой эфир» с планеты, где данные выступают в роли партитуры, а океан — в роли композитора и дирижера.

Подобные инициативы могут стать мощным инструментом научной коммуникации, преодолевающим барьер сложной терминологии. Они позволяют не просто узнать о изменении климата или состоянии океанов, но буквально почувствовать их динамику и хрупкость. Проект Джюел и NASA открывает путь для новых коллабораций, где художники помогут ученым рассказать миру свои самые важные истории на универсальном языке красоты и созвучия, превращая большие данные в глубокие переживания.

Добавить комментарий