Гребневский тайник и заброшенная Голицынская больница
Усадьбу Гребнево, о которой мы уже однажды писали, по праву можно назвать одной из самых заметных во всем Подмосковье. Среди других дворянских гнезд она выделяется небывалым размахом, нашедшим здесь отражение буквально во всем: размерах, архитектурных формах, интерьерах, садово-парковом ансамбле и даже в персоналиях. К сожалению, сейчас от этого некогда великолепного имения остались одни руины практически не подлежащие восстановлению, которые, однако, способны поведать много интересных историй. Усадьба Гребнево упоминается еще в XVI веке, но наибольший ее расцвет приходится на период с 1781 по 1823 год, когда имением владел сначала генерал Илья Гаврилович Бибиков, а затем князь Сергей Михайлович Голицын — «столп» московского общества, прозванный «последним московским вельможей».
Будучи очень влиятельными и богатыми людьми своего времени, оба этих человека уделяли большое внимание своему загородному дому, всячески его украшая, пристраивая флигели, разбивая огромные парки, выкапывая пруды, выписывая из-за границы лучших садовников, нанимая известных архитекторов и не жалея на это ни денег, ни времени. Результаты проделанных работ впечатляли светское общество, которое частенько собиралось в Гребнево, и до сих пор впечатляют потомков. Имя Сергея Михайловича Голицына связывают и с более известным в наши дни имением Кузьминки, чьим хозяином и устроителем он также являлся, и которое начиная с 1997 года было полностью отреставрировано.
В ходе благоустройства имения Гребнево, С.М. Голицын уделял внимание не только его украшению, но и вполне практичным вещам. В начале 1830-х годов он перестроил несколько жилых построек, расположенных в километре к востоку от главного усадебного дома, открыв в них больницу. Сделано это было со свойственным князю размахом — специально ради этого проекта пригласили знаменитого архитектора М.Д. Быковского, под руководством которого был возведен главный больничный корпус, а также два флигеля, соединенные с главным корпусом переходами, еще несколько подсобных зданий и каменная ограда. Весь комплекс впоследствии стал известен, как больничный ансамбль усадьбы Гребнево, являя собой не меньшее произведение искусства зодчих, чем усадьба.
Местные краеведы, изучая историю Гребнево, раскопали одну интересную историю, произошедшую в имении незадолго до строительства больницы. История местами похожа на легенду, и мнения исследователей на ее счет расходятся, но от этого она не менее интересна. Согласно исследованию краеведов, 25 августа 1812 года, когда Наполеон вплотную подошел к Москве, в усадьбу под покровом ночи на нескольких каретах были привезены таинственные ящики, запечатанные сургучом. Привез их Александр Дубровин — смотритель другой, более известной, Голицынской больницы в Москве.
Здесь стоит сделать небольшое отступление и сказать, что эту знаменитую больницу, которая до сих пор стоит на Ленинском проспекте и прекрасно функционирует, построил на рубеже XVIII-XIX веков Александр Михайлович Голицын, а средства на ее строительство завещал перед смертью другой представитель рода Голицыных — князь Дмитрий Михайлович Голицын (1721-1793). Больница изначально была задумана «для бедных» и в нее действительно принимали больных всех сословий.
https://youtu.be/62cjvQveE4Y
Александр Михайлович Голицын (1723-1807), будучи русским послом в Великобритании, действительным тайным советником, сенатором и обер-камергером, имел большую страсть к коллекционированию живописи. Его личная коллекция, еще более увеличившаяся после смерти двоюродного брата, который также собирал картины и завещал ему все свое собрание, насчитывала около пятиста картин. В коллекции были полотна П. Рубенса, А. Ван Дейка, Яна Брейгеля старшего, Рембрандта, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Веккио, Пуссена и многих других. А.М. Голицын считал, что подобное собрание будет полезно отечеству, а поэтому построил рядом с московской Голицынской больницей двухэтажный павильон, в котором и разместил свои картины, завещав их больнице на вечное хранение. В 1810 году, уже после смерти А.М. Голицына, в этом павильоне открылась первая московская общедоступная художественная галерея западноевропейского искусства, а самой больницей с 1807 года руководил уже другой представитель рода Голицыных — уже известный нам Сергей Михайлович Голицын.
Теперь давайте вернемся в трагичный 1812 год и в ту августовскую ночь, когда в подмосковной усадьбе Гребнево, принадлежащей, как вы помните, Сергею Михайловичу Голицыну, вдруг появились кареты с таинственным ящиками — теперь-то мы легко сможем догадаться об их содержимом!
Князь, чувствуя, что война принимает совсем опасный оборот и враг уже у ворот столицы, распоряжается тайно вывезти все картины из галереи при Голицыной больнице в свое подмосковное имение, а там как следует спрятать, чтобы ценнейшее собрание живописи не досталось французам. Его приказ был успешно исполнен Александром Дубровиным, которого мы уже упоминали выше. Под покровом ночи в сопровождении одного солдата — Ивана Лазарева — он доставил картины в Гребнево. Однако князь не был столь легкомысленным, чтобы прятать коллекцию в богатой усадьбе, которая наверняка заинтересует французов, а поэтому велел устроить тайник в километре к востоку от главного усадебного дома — в жилых постройках и на скотном дворе, где спустя несколько лет будет возведен ансамбль Голицынской больницы усадьбы Гребнево.
При повелении вашего сиятельства от 25 сего августа, присланные картины в ящиках закупоренных рогожами и клеенкой, с печатями при них имеющимися, — солдатом Иваном Лазаревым сюда доставлены благополучно, которые с должной бережливостью и положены при скотном дворе в погребе с подделкой в половине оного под ящики лесов, и с закладкой двух окон и дверей присланными для сего двумя каменщиками, которые при сем и отпущены. – Из полученных же от вашего сиятельства 75 рублей, сколько употреблено платежом за доставление картин извозчикам и каменщикам по бытности их здесь, с положением по 2 р. 50 на день, сколько причлось им, при сем доставлю вам, государь, отчет, при коем и остальные у сего возвращаются.
P.S. По окончании сего, на повеление вашего сиятельства от 28 августа полученное, всеподданнейше доношу, что по приезду сюда Голицынской больницы смотрителя господина Дубровина, присланные картины помещены при скотном дворе в погребе, который как найден им для них способом: то они в оном и остаются без всякой их разборки, с определением к ним на ночь караула»
Ящики с картинами были спрятаны в подвале невзрачного каменного дома, в котором жили работники скотного двора. Двери в подвал и несколько окон заложили кирпичной кладкой, а затем тщательно заштукатурили. О всей операции знали несколько человек, а о содержимом ящиков и того меньше. План князя С.М. Голицына по сохранению величайшей коллекции картин увенчался успехом. Что сделали французы с Москвой — все знают, но зданию Голицынской больницы повезло больше — Наполеон использовал его по прямому назначению, разместив в нем раненых. Картины французам так и не достались.
Однако спустя четыре года, 28 ноября 1816 года, Сергею Михайловичу Голицыну было дано императорское разрешение на продажу всей коллекции картин Голицынской галереи. Такое решение князь был вынужден принять из-за трудного финансового положения, в котором оказалась больница. В период с 1816 по 1818 год было устроено 28 аукционных торгов и продано 324 картины, а также мраморные статуи на общую сумму 238 645 рублей. Оставалось еще множество картин, продать которые было решено с уступкой в половину их аукционной стоимости, на что было получено разрешение императрицы Марии Федоровны, которая сама принимала участие в завершающей торги лотерее.
Сейчас большинство картин Голицынской галереи находятся на территории России, самые ценные в Эрмитаже, несколько в музеях стран бывшего СССР, а одна — триптих Пьетро Перуджино «Распятие с предстоящими» — в Вашингтонской Национальной галерее. Однако продали эту картину американцам лишь в 1931 году.
Что до усадьбы Гребнево, то в советское время она первым делом была разграблена, затем в ее стенах располагался санаторий для больных туберкулезом, затем Щелковский техникум электровакуумных приборов, а позднее НПО «Платан». В 1960 году ее все-таки признали памятником архитектуры и даже пытались восстанавливать, но облик имения уже претерпел слишком большие изменения. Пожар 1991 года окончательно уничтожил усадьбу. Голицынская больница усадьбы Гребнево, на месте которой когда-то был устроен тайник с полотнами великих живописцев, также со временем пришла в упадок, а теперь от нее остались лишь заросшие лесом руины.
Координаты заброшенной Голицынской больницы в усадьбе Гребнево: 55°56’56″N 38°5’41″E
Поделитесь в вашей соцсети👇