Искусство неандертальцев: новый взгляд на древнюю культуру
Способность создавать искусство долгое время считалась отличительной чертой нашего вида. Однако более ста лет назад предhistорику было трудно поверить, что современные люди верхнего палеолита (приблизительно от 45 000 до 12 000 лет назад) могли обладать художественным талантом.
Неопровержимые находки древних произведений искусства из пещер и скальных укрытий Европы вскоре развеяли их сомнения. Но что насчет неандертальцев — древней группы с большим мозгом, являющейся «сестрой» нашего вида? Теперь известно, что они тоже могли создавать искусство.
На текущий момент все доказательства неандертальского искусства являются нефигурными — у них нет изображений животных, включая людей. Возможно, этот вид искусства был присущ только Homo sapiens. Примеры неандертальского искусства состоят из контуров рук, выполненных с помощью покраски, отпечатывания пальцев на мягких поверхностях и геометрических знаков.
Неандертальцы обитали в Западной Евразии примерно с 400 000 лет назад до своего исчезновения около 40 000 лет назад и часто были искажены в образе «пещерных людей». Вопросы о их когнитивной и поведенческой сложности никогда полностью не исчезали, и возможность создания ими искусства стоит на первом плане этой темы.
Несмотря на то что известно, что неандертальцы могли изготавливать украшения и использовать цветные пигменты, возникали сомнения в том, что они исследовали глубокие пещеры и оставляли искусство на стенах. Однако недавние исследования подтвердили, что это действительно так. В трех испанских пещерах — Ла Пассиеги (Кантабрия), Мальтравьес (Эстремадура) и Ардальес (Малага) — неандертальцы создали линейные знаки, геометрические формы и контуры рук, используя пигменты. Аналогичные находки были сделаны и в пещере Ла Рош Котар во Франции.
В глубине пещеры Бруникель на юго-западе Франции неандертальцы отломали сталактиты и построили большое овальное сооружение. Это не был укрытие, а нечто странное; если бы такое конструкции были установлены в современном художественном галерее, мы, вероятно, сочли бы их инсталляцией.
Теперь, когда у нас есть убедительные примеры неандертальского искусства на стенах пещер во Франции и Испании, можно ожидать новых открытий. Тем не менее, задача усложняется проблемами, связанными с определением возраста палеолитического искусства. Этот вопрос часто вызывает бурные споры среди специалистов.
Чтобы получить точный возраст, необходимо как минимум одно из трех условий. Первое — наличие угольного пигмента, который можно датировать методом радиоуглерода. Однако черные пигменты часто производятся из минералов и, следовательно, большое количество черного искусства непросто датировать.
Второе условие связано с присутствием капролита (сталактитов и сталагмитов), которые образовались над искусством. Если они были явно образованы над произведениями искусства, то они должны быть моложе их. Методы датировки, основанные на распаде урана, могут помочь установить возраст образования этих слоев.
Недавние исследования, в которых я принимал участие, подтвердили, что контуры рук и цветные изображения в трёх вышеупомянутых испанских пещерах могли быть созданы более 64 000 лет назад. Это лишь минимальный возраст; фактический возраст изображений может быть намного старше.
Даже в самом молодом диапазоне их возраст предшествует первому появлению Homo sapiens на Иберийском полуострове как минимум на 22 000 лет. Поскольку археология среднего палеолита распространена во всех трех пещерах, наиболее простой вывод заключается в том, что авторы изображений были неандертальцами.
Наша работа продолжает вызывать вопросы у скептиков, однако факты однозначно подтверждают, что неандертальцы имели художественные практики. Может быть, это искусство демонстрирует их осознание собственных возможностей в мире, возможно, это первые признаки взаимодействия с воображаемой реальностью. В ближайшие годы, безусловно, появятся новые темы для обсуждения.