Христианские татуировки или защита от болезней: Загадка детских наколок древней Нубии

Христианские татуировки или защита от болезней: Загадка детских наколок древней Нубии

 

Археологи, изучая мумифицированные останки в Судане, обнаружили, что уже 1400 лет назад в регионе долины Нила детям в возрасте всего 18 месяцев наносили татуировки на лицо. Более того, эта практика совпала по времени с распространением христианства в области, известной как Нубия.

«Если татуировки были символом христианской веры их носителя, то, возможно, для родителей было важно создать постоянный способ обозначить своих детей как христиан», — рассказала Live Science ведущий автор исследования Анна Остин, археолог из Университета Миссури–Сент-Луис.

Остин и ее коллеги изучили 1048 мумифицированных человеческих останков с трех археологических памятников на территории современного Судана и зафиксировали свидетельства татуировок у 27 человек всех возрастов и полов. Результаты их работы были опубликованы 15 декабря в журнале PNAS.

Татуирование — древняя человеческая практика. Одно из старейших археологических свидетельств татуировок было найдено на «ледяном человеке» Эци, чье прекрасно сохранившееся 5300-летнее тело, обнаруженное в Альпах, украшали 61 татуировка. Другие ранние примеры были найдены на 5000-летних египетских мумиях, 2300-летних сибирских мумиях и 1200-летних перуанских мумиях. Однако все эти примеры — татуировки на взрослых людях; татуированные дети встречаются гораздо реже.

В новом исследовании ученые выявили многочисленные примеры татуировок на памятнике христианской эпохи Кулубнарти в северном Судане. Два кладбища на этом месте использовались в период с 650 по 1000 год нашей эры. Используя микроскопию с инфракрасной подсветкой, которая может проникать сквозь кожу и выявлять едва заметные невооруженным глазом татуировки, исследователи идентифицировали 17 человек с явными татуировками и шестерых с возможными, но выцветшими.

Изучая точное расположение татуировок на телах людей, похороненных в Кулубнарти, исследователи заметили необычную закономерность: у двоих были татуировки на спине, но у остальных узоры располагались на лбу, висках, щеках или бровях. Лицевые татуировки сами по себе относительно редки в археологических находках, но ученые обнаружили еще более необычную практику: татуирование детей.

Большинство людей из Кулубнарти с татуировками были детьми младше 11 лет, отметили исследователи в работе, при этом самому младшему обладателю явных татуировок было всего 18 месяцев. У 3-летней девочки даже обнаружили одну татуировку, нанесенную прямо поверх другой, что позволяет предположить, что маленьких детей татуировали неоднократно.

Татуировки состояли из скоплений точек и черточек. Наиболее распространенным рисунком были четыре точки, нанесенные в виде ромба на лбу человека, что, по мнению Остин, могло символизировать христианский крест. «Вполне вероятно, что татуирование было частью формы крещения, если оно использовалось в Кулубнарти как знак христианства», — сказала она.

Однако ученые также исследуют и другую теорию, объясняющую распространенность татуировок у детей, найденных на кладбище.

«Если родители татуировали своих детей, чтобы защитить их или по медицинским причинам, то, возможно, высокая частота татуировок у маленьких детей говорит о том, что люди в Кулубнарти сталкивались с необычно большим количеством проблем со здоровьем», — предположила Остин.

Согласно исследованию, татуировки на лбу могли символизировать попытки родителей защитить своих детей от головных болей или высокой температуры, симптомов, обычных для приступов малярии — болезни с долгой историей в долине Нила.

Команда также обнаружила, что нубийцы, судя по форме отметин, вероятно, использовали для нанесения татуировок ножи, а не иглы.

Даже если татуировки были просто украшением, по словам Остин, не стоит торопиться осуждать людей прошлого за эту практику.

«Форма татуирования в Кулубнарти — которую, возможно, делали довольно быстро — не кажется более экстремальной, чем прокалывание ушей малышу или обрезание новорожденных», — заключила она.

Это открытие проливает свет не только на религиозные и медицинские представления нубийцев раннего средневековья, но и на их социальную организацию. Наличие идентичных татуировок-символов у представителей разных возрастов и полов может указывать на стремление к созданию визуально единой общины, сплоченной общей верой или общими угрозами. Ученые планируют дальнейшие исследования, включая анализ изотопного состава костей, чтобы выяснить, были ли татуированные дети более подвержены заболеваниям или недоеданию.

Также предстоит ответить на вопрос, являлось ли татуирование детей исключительно локальной традицией Кулубнарти или же подобные практики были распространены шире в христианской Нубии. Возможно, эти загадочные точки на детских лицах — не просто архаичный обычай, а сложный культурный код, в котором переплелись защитная магия, христианская символика и родительская забота в суровых условиях древней долины Нила.

Добавить комментарий