КОПТСКАЯ ШЛЯПА ВРЕМЁН РИМСКОГО ЕГИПТА: СОЛНЦЕЗАЩИТНЫЙ ШЕДЕВР ИЗ ВЕКОВОЙ ПЫЛИ
КРАТКАЯ СПРАВКА
Название: Римская соломенная шляпа (солнечная шляпа)
Что это: Коническая шляпа из войлочной шерсти
Происхождение: Эль-Лахун, Египет
Дата изготовления: Между 395 и 642 гг. н.э.
Эта солнцезащитная шляпа, изготовленная из разноцветной войлочной шерсти в Египте в раннехристианский или коптский период, является настоящей редкостью. Она — одна из всего трёх подобных шляп, дошедших до наших дней, и среди них она сохранилась лучше всех. Шляпа была передана в дар Музею Чедвика в Болтоне (Англия) — ныне Музей Болтона — сэром Флиндерсом Питри, английским египтологом, обнаружившим её в 1911 году.
Питри нашёл шляпу на месте раскопок в Эль-Лахуне (также известном как Иллахун) — городе и комплексе пирамид в регионе Файюм, вместе с многочисленными другими предметами одежды, демонстрирующими изумительное мастерство коптских ткачей.
Согласно данным Музея Болтона, где сейчас хранится артефакт, коническая шляпа была сшита из четырёх клиньев с декоративной пуговицей-кнопкой в центре тульи. Основная часть шляпы диаметром примерно 39,5 см выполнена из коричневого войлока, с широкими полями из красного войлока. Края были обшиты зелёной шерстяной тканью и отделаны синей шерстяной тесьмой, а подкладка сделана из белого войлока. Швы были мастерски обработаны потайной строчкой, а внешние края украшены декоративной цепной строчкой.
По заявлению руководства городского совета Болтона, эксперты полагают, что шляпа могла быть изготовлена для члена римского оккупационного гарнизона, поскольку она похожа на более ранние, относящиеся к III веку, римские головные уборы. Однако, вероятно, первоначальный римский дизайн был адаптирован, чтобы лучше защищать владельца от палящего египетского солнца и песчаных бурь.
Контекст эпохи. Коптский период в Египте начался около 395 года н.э., после распада Римской империи. Император Константин уже способствовал распространению христианства по всей империи, а в середине IV века среди христиан римского Египта возник вдохновлённый египетским язык — коптский. Для текстиля, обнаруженного в раннехристианских захоронениях Файюма, характерны яркие краски, замысловатые узоры и смешение иконографии: от египетского анха (символа жизни) до римских богов и христианских святых.
Возвращение к жизни. В августе 2025 года, после завершения реставрации, Музей Болтона впервые выставил шляпу на всеобщее обозрение. Джекки Хайман, эксперт-текстильщик, работавшая над этой «невероятно редкой войлочной шляпой», отметила, что войлок был повреждён молью, но ей удалось укрепить его вручную окрашенной тканью и восстановить первоначальную форму головного убора.
«Эту шляпу создавали, чтобы её носить, — сказала Хайман. — Если бы только она могла заговорить и рассказать нам, кто её сделал и кому она принадлежала…».
Загадка её владельца остаётся неразгаданной. Был ли это римский легионер, несший службу на окраине империи, или, возможно, состоятельный местный житель, перенявший моду завоевателей? Анализ микрочастиц, застрявших в древнем войлоке, мог бы рассказать о пыли дорог, по которым ступал её хозяин. Как бы то ни было, этот яркий аксессуар, переживший полтора тысячелетия, служит живым напоминанием о сложном переплетении культур — римской, египетской и раннехристианской — на берегах Нила в эпоху великих перемен.