Лицом вниз: Жертвы древнего кельтского ритуала, найденные в английской земле
В Англии археологи обнаружили 2000-летние останки подростка, лежащие лицом вниз на дне ямы. Эта необычная погребальная поза может стать ключом к разгадке древнего убийства.
Исследователи из Борнмутского университета наткнулись на странное захоронение во время раскопок кельтского поселения в Дорсете, графстве на юго-западе Англии. Открытие произошло во время съемок нового телесериала «Скрытые чудеса Сэнди Токсвиг», ведущей которого является телеведущая и комик Сэнди Токсвиг.
«Создается впечатление, что тело было брошено в яму, а ее руки, возможно, были связаны за спиной», — сообщил в электронном письме Live Science Майлз Рассел, ведущий археолог проекта. — «Мы предполагаем, что это девушка, хотя у нас еще не было возможности провести анализ ДНК, чтобы подтвердить это».
Подросток был похоронен без каких-либо погребальных даров на дне заброшенной ямы. В сочетании со свидетельствами того, что ее руки были связаны, эти детали указывают на то, что она, вероятно, была принесена в жертву племенем дуротригов, кельтской группы, жившей в Британии в железном веке, до прихода римлян.
И она не единственная потенциальная жертва убийства на этом месте.
«Два других тела, найденных нами лицом вниз в ямах, — это девушка-подросток, обнаруженная в 2024 году, — сказал Рассел, — и молодая женщина, найденная в 2010 году», горло которой было перерезано.
Эти необычные захоронения были обнаружены в рамках «Проекта Дуротриги» Борнмутского университета, который изучает доримские поселения в Южной Британии. Кладбище, по-видимому, датируется примерно началом-серединой I века до нашей эры, то есть за столетие до успешного вторжения римлян в южную Англию.
В исследовании, опубликованном ранее в этом году, участники проекта с помощью анализа ДНК показали, что кельтские группы, такие как дуротриги, вероятно, были организованы по материнской линии, что совпадает с описаниями кельтов, оставленными римскими авторами. Похоже, что мужчины переезжали в деревни своих жен, а не наоборот.
Учитывая важность материнских связей у кельтов, удивительно, что все три необычных захоронения, по-видимому, являются жертвами — женщинами и девушками.
Рассел предположил, что эти люди могли находиться на нижней ступени социальной лестницы и считаться более «заменимыми», особенно если они были не местного происхождения или не состояли в родстве с правящими семьями.
Хотя жертва, обнаруженная в 2010 году, уже была проанализирована, скелеты подростков, найденные в 2024 и текущем году, еще не изучены полностью. Рассел и его команда планируют исследовать оба скелета на предмет возможных следов травм и болезней, а также определить рацион питания подростков и их происхождение.
Обнаружение нескольких жертв среди женщин позволяет предположить, что эта практика была гораздо более распространенной, чем считалось ранее. Однако, как отметил Рассел, «мы не можем понять, какие именно социально-политико-экологические факторы triggered эту практику».
Загадка для историков: Почему женщины?
Открытие в Дорсете ставит перед историками и археологами сложную загадку. Если кельтское общество дуротригов было матрилинейным и высоко ценило женские родственные связи, почему в качестве ритуальных жертв выбирались именно женщины и девушки? Это кажется противоречием.
Одна из теорий, которую предстоит проверить ученым, заключается в том, что эти жертвы могли быть «козлами отпущения» в периоды кризиса — неурожая, эпидемии или внешней угрозы. В таких обществах чужаки, рабы или люди самого низкого социального статуса, даже в рамках почитаемой системы родства, могли приноситься в жертву для умиротворения богов или восстановления космического баланса.
Другое возможное объяснение — это ритуалы, связанные с плодородием и землей. Хотя подобные практиты чаще ассоциируются с более древними земледельческими культурами, они могли сохраняться и у кельтов. Жертвоприношение, символически «оплодотворяющее» землю, могло считаться залогом будущего урожая и благополучия общины.
Предстоящий анализ останков, особенно изотопный состав зубной эмали, сможет пролить свет на происхождение этих девушек. Если окажется, что они были пришлыми из других регионов, это укрепит гипотезу о том, что в жертву приносили «чужаков», не защищенных системой местных родственных связей. И наоборот, если анализ покажет их местное происхождение, теория о низком социальном статусе или каких-то специфических ритуалах получит больше веса.
Каждая новая кость, каждый фрагмент ДНК — это буква из прошлого, которая помогает собрать воедино картину жизни и смерти людей железного века. Эти три девушки, похороненные лицом к земле, молчаливо ждали две тысячи лет, чтобы рассказать свою трагическую историю. И теперь, благодаря работе археологов, у нас появляется шанс их услышать и понять темные, загадочные стороны нашего общего прошлого.