Межпредметная польза олимпиад по математике.
Некоторые авторы учебников и пособий начальной школы очень активно используют буквенную символику, составляют буквенные выражение, решают задачи с помощью уравнений.
На самом деле большого понимания в алгебраическом материале не происходит. То есть этот материал кажется заученным, навык сформирован, кажется, что дети очень хорошо работают с этими моделями и буквенными выражениями. Но на самом деле, понимания нет. И чтобы такое понимание было, детям даются дистанционные олимпиады и различные зрительные картинки.
Часто учителя говорят, что такой подход очень важно использовать для «визуалов», увидеть что скрывается за этим буквенным выражением, какую котенку можно составить. Ко многим задачам можно составить такие схемы, и вот уже схема помогает в решении задачи.
Как пример можно взять задания олимпиад по математике из учебника пятого класса, где как раз и показано, как работать нужно с моделями. Как необходимо переходить от схем в виде отрезков к буквенным выражениям, как видеть связь между такой зрительной картинкой в виде отрезков из схем и буквенным выражением
У ребенка обученного ребенка рядом с такой схемой будет буквенное выражение. Он увидит, что это буквенное выражение просто берется ниоткуда. Вообще непонятно, что оно обозначает, и как она связана с отрезком. И если мы длине отрезка дадим конкретное значение, то затем буквенные выражения превратятся в числовые выражение, и ученик поймёт, как идет замена букв в числа, когда мы находим значение буквенного выражения.
Такие задания важны не только «визуалам», но и «кинестетикам», потому что «кинестетик» переведет буквенные выражения в зрительном схему в виде отрезков и тоже будет понимать, как с ними работать.
Отдельным блоком в понимании всероссийских дистанционных олимпиад по математике стоит формирование коммуникативных результатов. Есть очень четкая формулировка таких результатов, что это такое и как это можно использовать в ключе олимпиады по математике. Приведем это определение. Коммуникативные навыки – это адекватное, осознанное, произвольное умение строит свое речевое высказывание в устной и письменной форме. Мы могли бы сказать, что этому обучает олимпиада по английскому языку, конкурс по русскому, литература, но этому обучает и математика. И, если мы говорим, что «математика ум в порядок приводит», учит грамотно, логично и стройно говорить, то на уроках математики мы учимся читать тексты, выделять главное, структурировать информацию. Все это очень важно при решении задач.
Когда мы переводим текст с естественного языка на математический мы структурируем, выделяем главное, и это умение метапредметное. Оно переходит на чтение любых текстов. С помощью этого умения как раз и достигаются большие результаты учениками, с их помощью дети получают высшие баллы за Всероссийские дистанционные олимпиады «Отличник».
Поделитесь в вашей соцсети👇