Мозаика из Британии раскрывает забытую версию Троянской войны
Недавно обнаруженная в Британии римская мозаика изображает давно утраченную версию истории Троянской войны, которая отличается от самого знаменитого повествования об этой саге.
Артефакт, известный как Кеттонская мозаика, показывает ключевой конфликт во время Троянской войны. Однако, как сообщили исследователи в новом исследовании, она основана не на «Илиаде» Гомера, самом известном варианте сказания. Вместо этого её вдохновила более малоизвестная трагедия афинского драматурга Эсхила под названием «Фригийцы». Она была написана в начале V века до н.э., и сегодня от неё сохранились лишь фрагменты и анализы, обсуждаемые в других античных трудах.
«Это захватывающее исследование, раскрывающее пути, которыми истории о греческих героях Ахиллесе и Гекторе передавались не только через тексты, но и через репертуар образов, созданных художниками, работавшими с самыми разными материалами — от керамики и серебряной посуды до картин и мозаик», — отметила в своем заявлении археолог из Университета Рединга Хелла Экхардт, не участвовавшая в исследовании.
Мозаика размером 10 на 5,3 метра, вероятно, покрывала часть пола триклиния (столовой) в большой вилле. Она использовалась уже в IV веке н.э., но предварительные данные позволяют предположить, что вилла могла быть заселена ещё раньше.
В гомеровском изложении Троянской войны греки десять лет сражаются с городом Троя на территории современной Турции. Согласно мифу, Парис, сын троянского царя Приама, похитил прекрасную царицу Спарты Елену, и греки сражались, чтобы вернуть её.
Мозаика изображает три сцены из конфликта между греческим героем Ахиллесом и троянским царевичем Гектором. На первой панели они сходятся в поединке после того, как Гектор убивает Патрокла, близкого спутника и возможного возлюбленного Ахиллеса. На второй Ахиллес волочит за своей колесницей тело погибшего Гектора. На третьей Ахиллес выкупает тело Гектора у его отца, Приама, за золото, равное весу тела.
Изначально исследователи полагали, что мозаика изображает сцены, описанные в гомеровском эпосе «Илиада». Однако при более внимательном рассмотрении ведущий автор исследования, историк из Университета Лестера Джейн Массеглия, обнаружила, что некоторые детали мозаики не соответствуют версии Гомера. В новом исследовании, опубликованном 3 декабря в журнале Britannia, Массеглия и её коллеги утверждают, что эти различия, напротив, указывают на «Фригийцев» как на источник вдохновения для изображения.
Например, в «Илиаде» Ахиллес прямо заявляет, что не примет золото в качестве выкупа за тело Гектора. А на мозаике Ахиллес волочит тело Гектора вокруг гробницы Патрокла, тогда как в «Илиаде» — вокруг стен Трои. Однако фрагменты «Фригийцев» и анализов текста древними учёными описывают оба этих события именно так, как они изображены на Кеттонской мозаике. «Фригийцы» — единственное известное переложение Троянской войны, описывающее события подобным образом.
Художественный стиль предоставил дополнительные подсказки о вдохновении мозаики. «На Кеттонской мозаике мы видим не только сцены, рассказывающие версию Эсхила, но и то, что верхняя панель основана на дизайне, использованном на греческом сосуде, созданном во времена Эсхила — за 800 лет до укладки самой мозаики», — сказала Массеглия в заявлении.
Она также отметила, что другие части мозаики повторяют более древние образцы.
«Я обнаружила, что другие части мозаики основаны на дизайнах, которые мы можем видеть на гораздо более древних серебряных изделиях, монетах и керамике из Греции, Турции и Галлии», — добавила Массеглия.
Полученные данные указывают на тесные культурные связи между римлянами в Британии и остальным классическим миром, пишут авторы исследования.
«Ремесленники римской Британии не были изолированы от остального античного мира, а являлись частью этой обширной сети, передававшей каталоги узоров из поколения в поколение, — добавила Массеглия. — В Кеттоне мы видим мастерство римско-британских ремесленников, но средиземноморское наследие дизайна».
Это открытие заставляет пересмотреть представления о культурной жизни римской провинции. Кеттонская мозаика — не просто декоративное украшение пола богатой виллы, а сложный интеллектуальный продукт, свидетельствующий о знакомстве её заказчика с менее популярными литературными источниками. Возможно, владелец виллы был образованным человеком, ценившим эллинистическую культуру и желавшим продемонстрировать свою эрудицию через столь изысканное и аллегоричное украшение дома.
Это также говорит о том, что даже на отдалённых рубежах Империи сохранялись и передавались сложные культурные коды, уходящие корнями в классическую греческую традицию, минуя самые канонические её версии. Мозаика становится своего рода материальным мостом, соединяющим римскую Британию V века н.э. с Афинами V века до н.э., демонстрируя удивительную преемственность античного искусства и мысли.