НАСА решило оставить двух астронавтов в космосе до февраля, отказавшись от возвращения на проблемной капсуле Boeing
В субботу НАСА решило, что возвращать двух астронавтов на Землю в новой капсуле компании Boeing слишком рискованно, и им придется ждать следующего года, чтобы отправиться домой на корабле SpaceX. То, что должно было стать недельным испытательным полетом для этой пары, теперь продлится более восьми месяцев.
Опытные пилоты застряли на Международной космической станции с начала июня. Каскад досадных отказов движителей и утечек гелия в новой капсуле омрачил их путешествие на космическую станцию, и в итоге они оказались в режиме ожидания, пока инженеры проводили испытания и обсуждали, что делать с обратным полетом.
Спустя почти три месяца решение, наконец, было принято высшим руководством НАСА в субботу. Буч Уилмор и Сани Уильямс вернутся в капсуле SpaceX в феврале. Их пустая капсула Starliner отстыкуется в начале сентября и попытается вернуться на автопилоте с приземлением в пустыне Нью-Мексико.
Как пилоты-испытатели Starliner, эта пара должна была наблюдать за последним критическим этапом полета.
«Испытательный полет по своей природе не является ни безопасным, ни рутинным», — сказал администратор НАСА Билл Нельсон. Это решение «является результатом приверженности безопасности».
По словам Нельсона, свою роль сыграли уроки, извлеченные из двух аварий космических шаттлов НАСА. На этот раз, отметил он, открытый диалог поощрялся, а не подавлялся.
«Это было непростое, но абсолютно правильное решение», — добавил Джим Фри, помощник администратора НАСА.
Это стало ударом для Boeing, добавив к проблемам с безопасностью, мучающим компанию в области самолетов. Boeing рассчитывал, что первый полет экипажа Starliner оживит проблемную программу космических кораблей после многих лет задержек и растущих расходов. Компания настаивала на том, что Starliner безопасен, основываясь на всех последних испытаниях движителей как в космосе, так и на земле.
Компания Boeing не участвовала в субботней пресс-конференции НАСА, но опубликовала заявление: «Boeing продолжает фокусироваться, прежде всего, на безопасности экипажа и космического корабля». Компания заявила, что готовит космический корабль «к безопасному и успешному возвращению».
Ян Осбург из Rand Corp., старший инженер, специализирующийся на аэрокосмической и оборонной тематике, считает, что НАСА сделало правильный выбор. «Но США все еще остаются с яйцами на лице из-за проблем с конструкцией Starliner, которые должны были быть выявлены раньше».
61-летний Уилмор и 58-летний Уильямс — капитаны ВМС в отставке, уже имевшие опыт длительных космических полетов. Перед стартом 5 июня с мыса Канаверал Уилмор и Уильямс сказали, что их семьи купились на неопределенность и стресс их профессиональной карьеры десятилетия назад.
Во время своей единственной орбитальной пресс-конференции в прошлом месяце астронавты заявили, что они доверяют проводимым испытаниям движителей. У них нет никаких жалоб, добавили они, и им нравится участвовать в работе на космической станции.
Жена Уилмора, Дианна, в интервью телеканалу WVLT-TV в Ноксвилле (штат Теннесси), их родном штате, в начале этого месяца была столь же невозмутима. Она уже готовилась к задержке: «Вы просто должны смириться с этим».
Директор по летным операциям Норм Найт сказал, что он разговаривал с астронавтами в субботу, и они полностью поддерживают решение отложить свое возвращение.
Вариантов было немного.
Капсула SpaceX, припаркованная сейчас на космической станции, зарезервирована для четырех жителей, которые находятся там с марта. Они вернутся в конце сентября, их обычное шестимесячное пребывание будет продлено на месяц из-за дилеммы со «Старлайнером». В НАСА заявили, что втискивать в капсулу еще двоих будет небезопасно, разве что в экстренных случаях.
Пристыкованная российская капсула «Союз» еще более тесная и способна выдержать только три полета, причем двое из них — россияне, завершающие годичный срок службы.
Поэтому Уилмор и Уильямс будут ждать следующего полета SpaceX. Он должен стартовать в конце сентября с двумя астронавтами вместо обычных четырех. НАСА отбирает двоих, чтобы освободить место для Уилмора и Уильямса в обратном полете в конце февраля.
В НАСА заявили, что вопрос о том, чтобы попросить SpaceX о быстром автономном спасении, серьезно не рассматривался. В прошлом году Российскому космическому агентству пришлось в спешном порядке заменять капсулу «Союз» для трех человек, чей первоначальный корабль был поврежден космическим мусором. В результате замены их шестимесячная миссия растянулась на год.
Бывший канадский астронавт Крис Хэдфилд приветствовал это решение через сайт X: «Хорошо, что мы решили проявить осторожность ради жизни астронавтов». Длительные полеты — это «то, ради чего астронавты работают всю свою карьеру. Я бы согласился на это в одно мгновение!»
Проблемы Starliner начались задолго до его последнего полета.
Плохое программное обеспечение испортило первый испытательный полет без экипажа в 2019 году, что вынудило провести повторный полет в 2022 году. Затем возникли парашютные и другие проблемы, в том числе утечка гелия в топливной системе капсулы, которая сорвала попытку запуска в мае. В итоге утечка была признана изолированной и достаточно маленькой, чтобы не вызывать беспокойства. Но после взлета появились новые утечки, и пять движителей также отказали.
Все эти небольшие двигатели, кроме одного, были перезапущены в полете. Но инженеры были озадачены наземными испытаниями, которые показали, что уплотнение движителя раздулось и перекрыло линию подачи топлива. Они предположили, что уплотнения на орбите могли расшириться, а затем вернуться к своему нормальному размеру. По словам официальных лиц, полученные результаты стали поворотным моментом, поскольку их опасения возросли.
Стив Стич, руководитель программы коммерческого экипажа НАСА, сказал журналистам: «При всей неопределенности того, как могут работать движители, риск для экипажа был слишком велик.
Эти 28 движителей жизненно важны. Помимо того, что они необходимы для встречи с космической станцией, они удерживают капсулу в правильном направлении в конце полета, когда более мощные двигатели уводят корабль с орбиты. Неправильное направление может привести к катастрофе.
Поскольку катастрофа Columbia все еще свежа в памяти — шаттл развалился на части при входе в атмосферу в 2003 году, в результате чего погибли все семь человек, находившихся на борту, — НАСА приложило дополнительные усилия, чтобы принять открытые дебаты по поводу возможности возвращения Starliner.
Несмотря на решение, принятое в субботу, НАСА не отказывается от сотрудничества с Boeing. Нельсон заявил, что он «на 100%» уверен в том, что Starliner будет летать снова.
Десять лет назад НАСА приступило к реализации своей программы коммерческого экипажа, имея в виду, что две конкурирующие американские компании будут перевозить астронавтов в эпоху после шаттлов. Boeing выиграл более крупный контракт: более 4 миллиардов долларов по сравнению с 2,6 миллиардами долларов у SpaceX.
Уже имея в своем активе поставки на станцию, компания SpaceX осуществила первый из девяти полетов астронавтов в 2020 году, в то время как Boeing увязла в недостатках конструкции, из-за которых компания потеряла более 1 миллиарда долларов. Представители НАСА все еще надеются, что проблемы Starliner удастся устранить к очередному полету экипажа через год или около того.
Поделитесь в вашей соцсети👇