Наследие, найденное в земле: как археологи подтвердили забытые истории народа Раппаханнок
Более 400 лет назад английский колонист и исследователь Джон Смит записал в своём журнале, что вдоль крупной реки на территории нынешней Вирджинии располагались поселения коренных народов. Однако с годами упомянутые им места были забыты, а само существование этих деревень ставилось под сомнение.
Теперь археологи, проводящие раскопки вдоль реки Раппаханнок, обнаружили тысячи артефактов — включая бусы, фрагменты керамики, каменные орудия и курительные трубки — которые, по их мнению, происходят из деревень, описанных Смитом столетия назад.
«Наличие этих артефактов подтверждает как устные предания, так и документы, указывающие на то, что поселения существовали здесь в 1608 году, когда капитан Джон Смит провёл несколько недель, составляя карту реки Раппаханнок», — сказала Джулия Кинг, профессор антропологии из Колледжа Святой Марии в Мэриленде, руководившая раскопками.
По словам Кинг, ключевой участок реки обрамлён высокими скалами, что обеспечивало ограниченный доступ к деревне наверху. Однако такое расположение поселения давало его жителям возможность обозревать всю речную долину, а почва в этой местности была благоприятна для выращивания кукурузы, сообщила Кинг Live Science по электронной почте.
Река названа в честь племени Раппаханнок, одного из 11 коренных американских сообществ, признанных в Вирджинии. Многие члены племени до сих пор живут неподалёку и надеются вернуть и защитить земли своих предков вдоль реки, отметила Кинг.
Истории Раппаханнок
До избрания президентом совета колонии Джеймстаун в Вирджинии в 1608 году Смит был наёмным солдатом и искателем приключений в Европе. (Джеймстаун, основанный годом ранее, считается первым постоянным английским поселением в Северной Америке.)
Смит был склонен к самовозвеличиванию и оставил после себя «грандиозную» легенду, включая его предполагаемую любовную историю с Покахонтас. Его письма и свидетельства современников указывают на то, что Смит насаждал в Джеймстауне военную дисциплину и знаменито заявил: «Кто не работает, тот не ест» — политика, которой приписывают спасение колонии от голода в первые годы, хотя более 400 поселенцев Джеймстауна умерли от голода после возвращения Смита в Англию в 1609 году.
Кинг отметила, что Смит был страстным исследователем, посвятившим несколько недель картографированию реки Раппаханнок и описавшим деревни коренных народов в районе, известном сейчас как Утёсы Фонс.
Новые находки также согласуются с устной историей племени Раппаханнок, сказала Кинг.
«Устная история имеет плохую репутацию в некоторых кругах, потому что память несовершенна, но документы тоже не идеальны, — сказала она. — Стратегия заключается в том, чтобы читать оба типа источников критически и всё подвергать сомнению».
Кинг и её коллеги исследуют раннюю историю региона реки Раппаханнок уже несколько лет. Они локализовали места поселений у Утёсов Фонс, сопоставляя исторические документы с устными преданиями и «прочесывая местность», сказала она.
Исследователи уже извлекли около 11 000 коренных артефактов с двух участков у Утёсов Фонс, и некоторые из предметов могут датироваться 1500-ми годами.
Земельные права
Согласно записям Смита, в XVII веке племя Раппаханнок согласилось продать около 25 000 акров (10 100 гектаров) земли колонии Джеймстаун за 30 одеял, бусы и некоторые инструменты. Однако подобные земельные сделки между европейцами и коренными американцами часто становятся предметом споров историков. Например, неясно, понимали ли коренные американцы «продажу земли» так же, как европейцы в то время; возможно, они воспринимали такие сделки как «совместное пользование» или «аренду» территории, как ранее сообщали исследователи Live Science.
Вновь обнаруженные артефакты могут повлиять на развитие этого района, считает Кинг.
«Народ Раппаханнок считает всю большую речную долину своей родиной, независимо от того, кому сегодня принадлежит земля», — сказала она. Поэтому племя сотрудничает с частными партнёрами и Службой охраны рыбных ресурсов и диких животных США, чтобы выкупить или иным образом защитить ключевые участки.
Историк из Нью-Йоркского университета Карен Ордал Купперман, эксперт по Смиту и раннему периоду Джеймстауна, не участвовавшая в открытиях, сообщила Live Science по электронной почте, что Смит сверял свою карту с представителями народа чизапикских алгонкинов, сопровождавшими его в экспедиции.
«Такие важные находки стали возможны благодаря сотрудничеству, которое археологи установили с современными коренными народами, такими как Раппаханнок», — сказала она.
Дэвид Прайс, независимый историк и автор книги «Любовь и ненависть в Джеймстауне: Джон Смит, Покахонтас и рождение новой нации» (2005), не участвовавший в исследовании, назвал вновь обнаруженные артефакты «замечательными находками».
«Они углубляют наши знания о Раппаханнок и их взаимодействии с англичанами, — сказал он Live Science, — особенно в хрупкие первые годы английской колонизации, когда коренные сообщества и поселенцы формировали истории друг друга через торговлю, дипломатию и конфликты».
Эти открытия имеют значение не только для истории, но и для настоящего. Они дают племени Раппаханнок материальные доказательства их глубокой и непрерывной связи с этой землей, что может стать основой для культурного возрождения и усилий по реституции. Каждый найденный осколок керамики или каменное орудие — это не просто предмет старины, а звено в живой цепи памяти, противостоящей забвению.
Раскопки также бросают вызов традиционным нарративам колониальной истории, которые часто рассматривали коренные народы как статичный фон для действий европейских поселенцев. Артефакты же свидетельствуют о сложном, динамичном обществе с развитыми ремёслами, торговыми связями (как показывает стеклянная бусина, возможно, изготовленная в Лондоне) и стратегическим выбором мест для поселений. Это знание позволяет переписать историю региона как историю встречи и взаимодействия двух миров, а не просто их столкновения.
Таким образом, земля у реки Раппаханнок продолжает говорить. Она хранит память о деревнях, исчезнувших с карт, о людях, чьи голоса были заглушены, и о сделках, смысл которых был утерян при переводе. Работа археологов и сотрудничество с потомками коренных жителей помогают услышать эту историю заново — более полную, сложную и подлинную.