НЛО и вера: Как древние видения стали современными мифами

НЛО и вера: Как древние видения стали современными мифами

 

Современный интерес к Неопознанным Воздушным Явлениям (НВЯ), более известным как НЛО, вспыхнул в 2017 году после публикации в The New York Times о странных наблюдениях военными пилотами США.

С тех пор слушания в Конгрессе, разоблачения информаторов и общественные дискуссии подпитывали спекуляции о том, что на самом деле знает правительство. Пока одни скептически относятся к идее внеземного визита, эта эпоха подняла вопросы о секретах властей, скрытых программах и самой природе феномена НВЯ.

Профессор религиоведения Диана Уолш Пасулка, изучающая НВЯ как уникальную форму американской религии, начала свои исследования с истории католицизма. Её интересовало, как вера в загробную жизнь и иные миры воплощалась в массовой культуре.

Работая с архивами о католической доктрине Чистилища, Пасулка обнаружила документы возрастом в несколько веков, где европейцы описывали загадочные явления в небе. Эти истории, осмысляемые через религиозную призму, включали «летающие дома», «маленьких блестящих существ ростом в три фута» и даже светящиеся шары, проникавшие в монастыри — их считали душами из Чистилища.

Эти исторические свидетельства поразили Пасулку сходством с современными отчётами о НВЯ. Её скептицизм пошатнулся после конференции MUFON (Сеть взаимного изучения НЛО), где очевидцы рассказывали о встречах, словно перекликающихся со средневековыми хрониками.

«Это звучало точь-в-точь как записи европейских католиков», — сказала она в подкасте Interesting Times. Это побудило её углубиться в тему и неожиданно получить информацию от сотрудников аэрокосмических компаний и военных.

Современные контакты с НВЯ, по словам Пасулки, часто сопровождаются «трансформационными» переживаниями: люди ощущают телепатическую связь, получают «послания» о грядущих катаклизмах. Даже сюжет об «инопланетном похищении» имеет исторические аналоги. Профессор указывает на картины XIV–XV веков, где души возносятся в «воздушные сферы», подобно соврéменным рассказам о попадании на корабль пришельцев.

«Классический образ фермера, которого забирают на НЛО, или коровы, парящей в луче света, — это лишь переосмысление старых мотивов. В средневековых изображениях Чистилища души точно так же устремляются в небеса. Люди видят иные реальности — не спорю. Но как их интерпретировать?» — отмечает Пасулка.

Она проводит параллель с работами Жака Валле, исследователя НВЯ, связавшего современные наблюдения с фольклором о похищениях феями. Валле называл это «персистентным феноменом», который с началом космической эры обрёл новую мифологию. Пасулка согласна: образ НЛО «заимствовал архетипы ангелов и чудес», преобразовав их после 1947 года в нарративы о пришельцах.

Учёный считает, что вера в НВЯ стала децентрализованной религией современности. В отличие от традиционных конфессий с иерархией, здесь нет единого пророка. Соцсети превратили обсуждение НВЯ в постоянный диалог, где опыт каждого превращается в часть коллективного мифа. Хотя такие группы, как раэлиты или Нация ислама (включающая инопланетные мотивы в доктрину), структурированы, большинство последователей куда более аморфны.

Во время исследований Пасулка общалась с сотрудниками аэрокосмических компаний и военными, называвшими изучение НВЯ «хобби». Они посещали места предполагаемых крушений, анализировали аномальные объекты и делились данными о «воздушных феноменах, не принадлежащих ни нам, ни России, ни Китаю».

«Когда десятки серьёзных людей независимо описывают одно и то же, сомнения исчезают. Они не хотят огласки, но их свидетельства объективны», — говорит Пасулка.

Особый интерес представляет «эффект автостопщика»: после встречи с НВЯ людей преследуют полтергейст-явления, напоминающие проделки трикстеров из мифологии. Некоторые обращаются к религиозным обрядам, чтобы «очиститься», что сближает НВЯ-феномен с древними ритуалами экзорцизма.

Сегодня, на фоне рассекречивания архивов, вопрос о НВЯ перешёл из области конспирологии в политику. В 2022 году Пентагон создал Группу по исследованию аномалий (AARO), а Конгресс обязал разведслужбы делиться данными. Однако, как отмечает Пасулка, даже официальные расследования сталкиваются с парадоксом: технологически продвинутые общества по-прежнему объясняют необъяснимое через призму мифа.

«Люди хотят верить, что НЛО — это ключ к бессмертию или спасению от экологического коллапса, — говорит она. — Но возможно, мы имеем дело с чем-то, что всегда было частью человеческой психики. Средневековые мистики видели ангелов, мы видим пришельцев. Суть одна — поиск ответов за границами реального».

Учёные вроде Пасулки призывают изучать НВЯ междисциплинарно, объединяя физиков, историков и теологов. Ведь если явление действительно существует тысячелетиями, оно требует не разоблачений, а глубокого понимания — как зеркала, отражающего вечные страхи и надежды человечества.

Добавить комментарий