От гипотезы к теории — научное исследование, доказывающее, что Земля жива
В мифологии Гайя — олицетворение нашей планеты «Мать-Земля». Термин происходит из Древней Греции.
С научной точки зрения «Гипотеза Гайи» была долгосрочным научным исследованием, в котором предполагалось, что «все организмы и их неорганическое окружение на Земле тесно интегрированы в единую и саморегулирующуюся сложную систему, поддерживающую условия для жизни на планете».
От гипотезы к теории
Джеймс Лавлок назвал свое первое предложение «гипотезой Гайи», но в настоящее время установлен термин «теория Гайи». Лавлок объясняет, что первоначальная формулировка была основана на наблюдениях, но все еще не имела научного объяснения.
Гипотеза Гайи с тех пор была подтверждена рядом научных экспериментов и дала ряд полезных предсказаний, и поэтому ее правильно называют теорией Гайи.
Фактически, более широкие исследования подтвердили ошибочность исходной гипотезы в том смысле, что не только жизнь, но и вся система Земли осуществляет регулирование.
В 2001 году тысяча ученых на заседании Европейского геофизического союза подписали Амстердамскую декларацию, начиная с заявления «Система Земли ведет себя как единая саморегулирующаяся система с физическими, химическими, биологическими и человеческими компонентами».
В 2005 году Экологическое общество Америки пригласило Лавлока присоединиться к их Сообществу, а в 2006 году Геологическое общество Лондона наградило Лавлока медалью Волластона за его работу над теорией Гайи.
В настоящее время теория Гайи подвергается дальнейшим исследованиям, в основном в междисциплинарных областях науки о земных системах и биогеохимии. Его также все чаще применяют для изучения изменения климата ».
Противоречие «Земля жива»
«Концепция живой Земли вызвала много споров, отчасти из-за различных атрибутов и коннотаций, придаваемых этой гипотетической жизни, отчасти из-за того простого языка, который использовал Лавлок в своих трудах.
Например, биологи-эволюционисты, такие как покойный палеонтолог Стивен Джей Гулд и этолог Ричард Докинз, подвергли критике его утверждение в первом абзаце своей книги (1979) о том, что «поиски Гайи — это попытка найти самое большое живое существо на Земле. ‘
Джеймс Лавлок утверждает, что прийти к разумному ответу невозможно, потому что наука еще не сформулировала полное определение жизни.
Основным критерием эмпирического определения формы жизни является ее рождение в результате естественного отбора и ее способность воспроизводить и передавать свою генетическую информацию следующему поколению.
Докинз подчеркнул, что, следовательно, аргументом против идеи, что Гайя как живой организм, является тот факт, что планета не является потомством каких-либо родителей и не может воспроизводиться.
Лавлок, однако, определяет жизнь как самосохраняющуюся, самоподобную систему петель обратной связи, подобную автопоэзису Умберто Матураны; как самоподобная система, жизнь может быть клеткой, а также органом, встроенным в более крупный организм, а также индивидуумом в более широком взаимозависимом социальном контексте.
Самый большой контекст взаимодействия взаимозависимых живых существ — это Земля.
Уильям Ирвин Томпсон предполагает, что чилийские биологи Умберто Матурана и Джеймс Лавлок, дав дедуктивное определение аутопоэзиса, дали объяснение феномена жизни. Размножение становится необязательным: пчелиные рои размножаются, а биосфере в этом нет нужды.
Учитывая возможности, биосфера может размножаться в будущем за счет колонизации других планет, поскольку человечество может быть праймером, с помощью которого Гайя будет воспроизводить.
Освоение человечеством космоса, его интерес к колонизации и даже терраформированию других планет придает некоторую правдоподобность идее о том, что Гайя в действительности может воспроизводиться.
Поделитесь в вашей соцсети👇