Перуанский Чавин-де-Уантар — одно из самых загадочных мест в мире
Этот древний храмовый комплекс расположен к северу от Лимы на восточной стороне Анд в Перу, на высоте более 3 000 метров над уровнем моря. После многих лет исследований археологи пришли к выводу, что это центр и священное место загадочной цивилизации Чавин, существовавшей между 2 000 и 300 годами до н. э. Другие источники относят создание этого места к 3000 году до нашей эры.
На первый взгляд, это удаленное место, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что отсюда относительно легко добраться как до тихоокеанского побережья Перу, так и до региона Амазонки. Сотни лет назад он мог быть логическим перекрестком торговых путей, и он мог иметь не только духовное, но и стратегическое значение.
Судя по известным на сегодняшний день фактам, это была очень развитая культура, которую можно считать первой чрезвычайно развитой цивилизацией не только в этом регионе, но и на всем американском континенте. Однако никто точно не знает, откуда взялась культура Чавин и почему она исчезла.
Исследования этого места начались в 1930 году, археологом из Перу Хулио Сесаром Телью. Он начал находить фантастические находки на этом месте: каменные плиты и стелы с изображением загадочных фигур с человеческими и животными чертами, каменные головы, множество керамики, остатки восточного и западного фасада храмового лабиринта.
Он сделал первые карты и зарисовки, и только на их основе стало ясно, какой чрезвычайно интересный археологический вызов таился на восточных склонах Анд на протяжении тысячелетий.
Археолог собрал большинство своих ценных находок в импровизированном хранилище на месте, которое едва не стало роковым, так как в январе 1945 года в одном из соседних озер произошёл прорыв воды, и последующая волна уничтожила все артефакты. К счастью, Телью удалось перевезти часть находок в Лиму, и он отправлял туда их слепки или рисунки. К счастью, вода не повредила сами здания.
Еще один удар стихии был нанесен по объекту в 1970 году, когда он уже был известным местом и предметом интереса многих известных археологов. Разрушительное землетрясение, в результате которого погибли тысячи людей, и оно также повредило объект Чавин и на некоторое время были приостановлены все работы.
Археологи посвятили еще больше сил раскрытию тайн андского святилища. В 1972 году перуанский археолог Гильермо Лунбрирас обнаружил очертания самого древнего сооружения Чавина под названием Темпло Вьехо (Старый храм), построенного, вероятно, около 850 года до нашей эры.
В храме также был обнаружен таинственный монолит, названный Эль Лансон. Каменная скульптура изображает человеческую фигуру с чертами ягуара, который был священным животным для культуры Чавин. Испанский термин «монолит» происходит от формы скульптуры, напоминающей копье.
Существует много предположений о том, что именно символизирует Эль Лансон, но, похоже, это изображение чавинского бога с клыками, выступающими ноздрями и змеевидными бровями.
Храмовый комплекс представлял собой чрезвычайно продуманное и сложное сооружение с множеством лестниц, ниш, галерей и открытых пространств. В нем были помещения с каменными потолками и открытыми внутренними дворами, а также сложная система вентиляционных отверстий, вероятно, служившая своего рода древним кондиционером. Все это затем было окружено U-образной насыпью.
Комплекс включает в себя большую площадь, которую ученые считают вероятным местом сбора для церемоний или богослужений. Именно в его центре был найден один из знаменитых и загадочных артефактов Чавина, так называемый обелиск Телло.
Он покрыт клубком очень тонких рисунков, значение которых до сих пор остаётся загадкой. Некоторые археологи рассматривают рисунки на обелиске как своего рода атлас географической и фактической информации, который мог включать, например, описания маршрутов, связанных с передвижением по вражеским территориям.
В этом районе также была найдена пирамида. Её высота достигает более десяти метров, и особенно впечатляет лестница с остатками колонн и камней с изображением ягуара.
Внутри пирамиды находится сложная система проходов и лазов, а также лабиринт каналов, по которым, вероятно, поступала вода для ритуальных целей. Вода подавалась с севера из ледниковой реки Вачексы, текущей примерно с востока на запад, и по трем основным каналам из реки Мосна, огибающей восточную часть города.
Узкие каналы шли вдоль стен главной площади и сходились в юго-восточном углу, откуда вода стекала в основной подземный канал. Именно на основании результатов исследования подземных водных лабиринтов относительно недавно возникла гипотеза о том, что вся система использовалась для создания звуковых эффектов, являвшихся частью чавинских ритуалов.
На протяжении многих лет, пожалуй, самая известная находка Чавина, так называемая «Стела Раймонди», не давала покоя серьезным ученым и сторонникам различных оккультных теорий и загадок. Каменный монолит, высотой менее двух метров, был популяризирован в первую очередь писателем Эрихом фон Дяникеном. Он утверждает, что детальная гравировка на камне изображает машину или технологию внеземного происхождения.
Однако в последнее время внимание привлекло мнение немецкого инженера Вольфганга Фолькродта, который считает, что рисунки на стеле — это чертёж конденсационной машины, использующей принцип давления и охлаждения пара, то есть древней паровой машины.
Фолькродт — ученый и, помимо всего прочего, автор многих патентов, и его мнение о значении стелы Раймонди занимает важное место среди различных неясных теорий. По его словам, стела — это не фантазия скульптора, а очень четкий чертеж котла, который производит пар. Среди популярных гипотез есть и такая, что жители Чавина использовали горячий пар для наполнения воздушных шаров.
Исследователи, готовые воспринимать Фолькродта всерьез, отмечают, что если бы он был прав, то на другие артефакты с этого места пришлось бы посмотреть совершенно по-новому. Так что захватывающие, революционные открытия в Андах, возможно, еще впереди.
Поделитесь в вашей соцсети👇