Правосудие в камне и костях: под Греноблем нашли виселицу XVI века и массовые захоронения казненных

Правосудие в камне и костях: под Греноблем нашли виселицу XVI века и массовые захоронения казненных

 

Французские археологи обнаружили под Греноблем остатки эшафота XVI века, на котором выставлялись тела казненных после повешения, а также массовые захоронения осужденных. Открытие проливает мрачный свет на судебные практики эпохи позднего Возрождения.

В ходе раскопок, проведенных в 2024 году Национальным институтом превентивных археологических исследований (INRAP) на окраине Гренобля, были найдены квадратная кирпичная конструкция и десять погребальных ям, датируемые XVI веком.

Первоначально эти находки поставили учёных в тупик. Они предполагали, что имеют дело с остатками лепрозория, кладбища при католической часовне или военным некрополем. Однако изучение исторических строительных архивов указало на существование в этом месте деревянной виселицы, что и позволило идентифицировать объект как место публичных казней Гренобля.

Согласно археологическим данным и архивным записям 1544–1547 годов, эшафот представлял собой квадратную конструкцию со стороной около 8 метров. Его основу составляли восемь каменных столбов высотой примерно 5 метров. Поперечные балки, выступавшие из этих опор, образовывали виселицу (гиббет) — сооружение, предназначенное как для исполнения приговора, так и для последующей демонстрации тел с целью устрашения.

Новообнаруженная конструкция позволяла судебным властям Гренобля казнить и выставлять на всеобщее обозрение до восьми человек одновременно.

В массовых захоронениях археологи идентифицировали останки 32 человек, большинство из которых были мужчинами. Исторические архимы сохранили имена двоих казнённых на этой виселице, вероятно, погребённых в одной из ям. Протестант Бенуа Круайе был обвинён в участии в нападении на Гренобль в 1573 году, а Шарль Дю Пюи Монбрен был лидером гугенотов Дофине вплоть до своей казни в 1575 году. Оба были приговорены к смерти за восстание против королевской власти.

«Подобное погребение осужденного было способом продлить вынесенный приговор из земной жизни в смерть; таким образом, индивидуумы, обнаруженные во время раскопок, были намеренно лишены нормального погребения», — говорится в заявлении INRAP. Некоторых из казнённых после смерти подвергли «позорящему обращению», включая расчленение и обезглавливание.

Это открытие предоставляет исследователям INRAP новые данные для понимания исторических мест отправления правосудия. Похоже, что гренобльская виселица перестала использоваться для применения смертной казни в начале XVII века из-за меняющихся политических и религиозных норм. Её забвение символизирует постепенный отход от публичных, показательных форм наказания в пользу более скрытых, «цивилизованных» методов, что стало частью общего процесса монополизации насилия государством в Новое время. Однако находка напоминает, насколько хрупкой может быть грань между правосудием и устрашением, а судебная власть — служить не только защите порядка, но и демонстрации безраздельной власти над телом и памятью преступившего закон.

Добавить комментарий