Радикальная идея о том, что все имеет разум

Радикальная идея о том, что все имеет разум

 

Вы когда-нибудь задумывались, есть ли у солнца, луны или звезд чувства? Или есть ли мысли у камней, деревьев или облаков? Или есть ли опыт у атомов, электронов или кварков? Если да, то вы не одиноки.

Многие философы на протяжении всей истории человечества придерживались идеи о том, что все во Вселенной обладает той или иной формой сознания или качествами, подобными разуму. Эта идея называется панпсихизмом, от греческих слов pan (все) и psyche (душа или разум).

Панпсихизм — одна из старейших философских теорий, восходящая к Древней Греции, где такие мыслители, как Фалес, Платон и Спиноза, предполагали, что у всех вещей есть душа или разум.

Панпсихизм был популярен и в XIX веке, когда такие философы, как Уильям Джеймс, Альфред Норт Уайтхед и Бертран Рассел, утверждали, что сознание является фундаментальной и повсеместной характеристикой реальности.

Однако панпсихизм пришел в упадок в XX веке, когда в философии разума возобладали логический позитивизм и физикализм. Логические позитивисты утверждали, что значимыми являются только те утверждения, которые могут быть проверены эмпирическим наблюдением, а физикалисты утверждали, что существуют только физические сущности и свойства.

Но в последние годы интерес к панпсихизму оживился благодаря сложной проблеме сознания и достижениям в области нейробиологии, психологии и квантовой физики. Трудная проблема сознания — это вопрос о том, как физические процессы в мозге приводят к субъективному опыту, такому как видение цветов, эмоции или мысли.

Эта проблема, похоже, не может быть удовлетворительно объяснена физикализмом, поскольку существует объяснительный разрыв между объективными фактами о мозге и субъективными фактами о сознании.

Некоторые философы считают, что панпсихизм может предложить решение этой проблемы, утверждая, что сознание — это не продукт сложных физических систем, а скорее базовое свойство всех физических сущностей.

Один из главных аргументов в пользу панпсихизма основан на принципе простоты или парсимонии. Этот принцип гласит, что при прочих равных условиях мы должны предпочитать более простые объяснения более сложным.

Панпсихисты утверждают, что их взгляды проще физикализма, поскольку для объяснения сознания не требуется никаких дополнительных онтологических категорий или объяснительных механизмов.

Вместо этого предполагается, что сознание уже присутствует во всех физических вещах, хотя и в разной степени и форме. Панпсихисты также утверждают, что их взгляды проще дуализма, поскольку для объяснения сознания не требуется никаких нефизических субстанций или свойств. Вместо этого предполагается, что сознание является неотъемлемым аспектом всех физических вещей.

Еще один аргумент в пользу панпсихизма основан на принципе непрерывности или натурализма. Этот принцип гласит, что мы должны избегать постулирования каких-либо радикальных разрывов или разрывов в природе, если для этого нет убедительных доказательств.

Панпсихисты утверждают, что их взгляды учитывают этот принцип лучше, чем физикализм или дуализм, потому что они не предполагают, что сознание возникает внезапно или таинственным образом из бессознательной материи в какой-то момент эволюции или сложности.

Вместо этого он предполагает, что сознание — это постепенное и естественное свойство всей материи, варьирующееся по степени и качеству в зависимости от ее организации и структуры.

Прочитайте также  Как они помогают нашим городам

Есть ли признаки панпсихизма?

По мнению Роя Смита, компьютерного инженера, наше понимание материи и сознания слишком запутано в картезианском дуализме, чтобы мы могли хотя бы начать понимать структуру реальности. Мы должны полностью отказаться от веры во внешнюю объективную реальность материи «там», если хотим понять истинный смысл панпсихизма.

Такие неврологи, как Кристоф Кох, придерживаются панпсихизма, потому что поняли, что сознанию или субъективному опыту практически невозможно волшебным образом выскочить из бессознательной сложной материи. Они приняли панпсихизм как единственный логический выбор.

К сожалению, они все еще погрязли в материалистической вере в материю как отдельную внешнюю реальность. Их панпсихизм — это фактически материализм 2.0. По-настоящему понять панпсихизм можно только через его наиболее глубокое развитие у А. Н. Уайтхеда.

Согласно Уайтхеду, истинными единицами реальности являются не материалистические представления о случайных кусках грубой материи, плавающих в пространстве, а то, что Уайтхед называет «случаями опыта».

 

Другими словами, эти случаи опыта — единственные «реальные» вещи, которые существуют. Материя — это всего лишь конструкция нашего собственного ментального аппарата. Уайтхед утверждает: «Я верю, что эти единства существования, эти случаи опыта, являются действительно реальными вещами, которые в своем коллективном единстве составляют развивающуюся вселенную, постоянно погруженную в творческое движение».

Вся Вселенная и все, что в ней находится, включая мозг, представляет собой взаимоотношения между сознанием и бессознательным. Это два взаимно притягивающихся полюса, которые лежат в основе всего: частиц, атомов, звезд, галактик, людей и т. д.

Сознание на одном полюсе представляет все будущие потенциалы и вероятности. Он известен как ментальный полюс. На другом полюсе находится вакуумное пространство, матрица бессознательного, из которой формируется материя. Материя-матрица имеет характеристики того, что мы называем стандартной моделью в физике.

Это правило, установленное в сознании, которое управляет формированием «вещества» во вселенной. Это «вещество» существует в прошлых отношениях с разумом или полюсом сознания.

Материальный полюс характеризуется временем и пространством. Ментальный полюс не существует в пространственном измерении, он просто «есть». Связь между материальным и ментальным полюсами существует только в измерении времени. Другими словами, материя следует за разумом. За тем, что создает ум, следует материя. Уайтхед называет эти материальные формы «конкрециями».

Уайтхед вывел свой панпсихизм из глубокого знания квантовой механики и интуиции о существовании. Он был блестящим математиком, который вместе со своим учеником Бертраном Расселом написал, возможно, самый важный текст по математике, Principia Mathematica, который используется и по сей день. Он понимал, что квантовая теория и эксперименты показывают нам, что сознание является фундаментальным на квантовом уровне.

Когда мы проводим квантовое измерение, мы сжимаем «волну» вероятностей в частицу, и именно так сознание вызывает конкретизацию форм. Сознание порождает волны в матрице вакуумного пространства, а волны, в свою очередь, схлопываются в конкретизацию форм.

Волнам требуется ограниченное количество времени, поэтому конкременты появляются в прошлом по отношению к реальному движению сознания. Именно эти конкременты дают нам физическую вселенную и ее бесчисленные формы.

Прочитайте также  Атмосфера Земли — наша лучшая защита от близлежащих сверхновых, показывают исследования

Таким образом, отвечая на этот вопрос, мы можем сказать, что лучшее «доказательство панпсихизма» исходит из квантовой механики. Конечно, я лишь вскользь коснулся принципов панпсихизма Уайтхеда, но из этого можно сделать вывод, что мы должны полностью изменить нашу неуклюжую материалистическую концепцию грубой материи, объективно существующей во внешнем пространстве, считая ее ложной.

Чтобы по-настоящему понять, как сознание взаимодействует с материей, мы должны полностью изменить наш взгляд на сознание и его «случаи опыта» как на единственную существующую реальность.

Панпсихизм не лишен проблем и возражений.

Одна из них — проблема сочетания: как микрофеноменальный опыт простых физических сущностей объединяется в макрофеноменальный опыт сложных физических сущностей? Например, как опыт миллиардов нейронов мозга объединяется в единый опыт человеческого существа? Или как опыт триллионов атомов в нейроне объединяется в опыт нейрона?

Панпсихисты предлагали различные решения этой проблемы, такие как эмерджентизм (идея о том, что новые уровни опыта возникают из более низких), холизм (идея о том, что более высокие уровни опыта не состоят из более низких) или нейтральный монизм (идея о том, что существует общая субстанция, лежащая в основе как физического, так и психического аспектов).

Еще одно возражение против панпсихизма — недоверчивость: как можно всерьез верить, что все обладает сознанием? Разве это не просто фантастическая или абсурдная идея? Панпсихисты отвечают на это, указывая на то, что их точка зрения не так уж неправдоподобна, как может показаться на первый взгляд.

Они утверждают, что мы не должны антропоморфировать или проецировать наши человеческие качества на другие вещи, а скорее признать, что существуют различные виды и степени сознания. Они также утверждают, что мы не должны отвергать идею только потому, что она противоречит нашему здравому смыслу или интуиции, а должны рассматривать ее по существу и на основе доказательств.

Как взаимодействует сознание

Чтобы понять, как сознание взаимодействует с человеческим мозгом, мы должны обратиться к квантовой теории сознания, разработанной Роджером Пенроузом и Стюартом Хамероффом и основанной на модели Уайтхеда.

Сознание взаимодействует с мозгом через квантовые колебания в микротрубочках нейронов мозга. Именно эти квантовые вибрации или волны сознания в микротрубочках мозга создают квантовые вычислительные состояния дипольных белковых массивов, составляющих структуру микротрубочек, задавая соответствующий код для активации аксонов и других операций, управляющих телом и мозгом. Название этой теории, имеющей экспериментальное подтверждение, — Orch OR.

Панпсихизм — древняя идея, которая вновь обрела популярность в наше время. Это смелая и радикальная теория, которая бросает вызов нашим традиционным взглядам на реальность и сознание. Она предлагает простое и натуралистичное объяснение того, как сознание пронизывает все сущее, и поднимает вопросы о природе и происхождении разума, материи и жизни.


Поделитесь в вашей соцсети👇

 

Добавить комментарий