Разворот на пути к «зелёному» транспорту: администрация Трампа отменяет жёсткие стандарты топливной экономичности
Сегодня в Белом доме президент Дональд Трамп объявил, что его администрация проведёт «сброс» стандартов топливной экономичности для автомобилей. Трамп заявил, что администрация планирует отменить ужесточённые нормы, также известные как стандарты CAFE (Corporate Average Fuel Economy), введённые администрацией Джо Байдена в 2024 году.
«Мы возвращаем автомобильную промышленность, которая была у нас украдена».
«Мы официально отменяем нелепо обременительные — даже ужасные — стандарты CAFE, введённые Джо Байденом, которые налагали дорогостоящие ограничения и массу проблем, массу проблем, на автопроизводителей», — заявил Трамп. «Мы возвращаем автомобильную промышленность, которая была у нас украдена».
На анонсе присутствовали руководители автомобильных компаний Ford, General Motors (GM) и Stellantis, а также федеральные чиновники, включая министра транспорта Шона Даффи. Администрация заявила, что действующие стандарты CAFE привели к росту цен на автомобили, и оценила, что объявленные изменения позволят американским семьям в общей сложности сэкономить 109 миллиардов долларов.
Стандарты топливной эффективности транспортных средств, устанавливающие средний пробег на галлон бензина, который должны достигать автомобили, действуют с 1975 года. В последний раз они были ужесточены в июне 2024 года администрацией Байдена и требовали от автопроизводителей обеспечить к 2031 модельному году среднюю топливную эффективность на уровне около 50,4 миль на галлон. По оценкам администрации Байдена, это правило позволило бы снизить затраты на топливо на 23 миллиарда долларов и предотвратить выбросы более 710 миллионов метрических тонн углекислого газа к 2050 году.
Стандарты топливной экономичности значительно сократили выбросы парниковых газов от транспортных средств, которые являются одним из крупнейших источников углеродных выбросов в США. Согласно одной из оценок, улучшения в экономии топлива, стимулированные этими стандартами, позволили избежать 14 миллиардов тонн выбросов парниковых газов с 1975 года.
Действующие стандарты «совершенно недостижимы» для автопроизводителей, заявил Даффи.
В объявлении не уточняется, в какой степени администрация ослабит стандарты.
Ослабление правил топливной экономичности для транспортных средств стало последним шагом в продолжающихся усилиях президента Трампа по замедлению перехода на электромобили и поддержке индустрии ископаемого топлива.
«Один Большой Красивый Законопроект» Трампа, всеобъемлющий закон о расходах, вступивший в силу в июле, также отменил штрафы для автопроизводителей, не соблюдающих стандарты топливной экономичности. Ожидается, что Агентство по охране окружающей среды (EPA) также ослабит ограничения на выбросы парниковых газов от транспортных средств, окончательно отменив в начале следующего года «Заключение об опасности» 2009 года, которое лежит в основе важных федеральных климатических норм.
Политические эксперты заявили, что ослабление стандартов замедлит переход на электромобили и сделает рынок автомобилей США менее конкурентоспособным. «Пока Трамп говорит GM, Ford и другим, что им не нужно выпускать экономичные автомобили, Китай говорит своим автопроизводителям воспользоваться отсутствием американской конкуренции и активизировать усилия по захвату растущего мирового рынка чистых автомобилей», — заявил Дэн Бекер, директор кампании по безопасному климатическому транспорту в Центре биологического разнообразия, в интервью The New York Times.
Однако автопроизводители поддержали предложение. «Как крупнейший американский автопроизводитель, мы ценим лидерство президента Трампа в приведении стандартов топливной экономичности в соответствие с рыночными реалиями», — заявил генеральный директор Ford Джим Фарли в эфире Fox News.
«Сегодня — победа здравого смысла и доступности», — добавил Фарли, присутствовавший на анонсе.
Министерство транспорта запросит публичные комментарии по данному правилу и, как ожидается, завершит его оформление в следующем году.
— Грейс ван Дилен (@gvd.bsky.social), штатный корреспондент
Это решение знаменует собой кардинальный поворот в экологической политике США и, вероятно, вызовет серьёзные правовые вызовы со стороны защитников окружающей среды и «синих» штатов, стремящихся сохранить более жёсткие нормы. Помимо очевидных экологических последствий, этот шаг может повлиять на глобальную конкуренцию в автомобильной промышленности, где лидерство всё больше переходит к производителям, делающим ставку на электрификацию и эффективность.