Редкие рунические надписи, выгравированные на кости и дереве, обнаружены в Осло, Норвегия
Открытие древних рун всегда представляет большой интерес для тех, кто изучает норвежскую историю и культуру. Было найдено много рунических надписей, но теперь их всегда легко расшифровать, но ученые усердно работают, чтобы дать нам лучшее понимание этих древних надписей и Тайный язык Одина.
Этот деревянный предмет является одним из двух, содержащих руны, найденные в проекте средневекового парка в Осло. Он имеет текст как на норвежском, так и на латыни. Фото: Тон Бергланд, NIKU.
Ученые в Норвегии объявили, что обнаружили две редкие рунические надписи, которые были обнаружены во время раскопок в старом городе Осло. Одна надпись высечена на кости, и это первая кость с рунами, найденная в Осло за более чем сорок лет. Второй вырезан на дереве и содержит религиозный текст как на норвежском, так и на латыни.
Две рунические надписи появились вскоре после обнаружения украшенной рукоятки ножа, изображающей то, что, возможно, является самым ранним известным визуальным представлением соколиной охоты в Скандинавии.
Интерпретация рунических надписей не всегда является простой задачей. Надписи могут быть неполными, а причина написания того или иного текста остается по большей части неизвестной.
Кристель Зильмер, профессор письменной культуры (рунологии) и иконографии в Университете Осло, изучила обе надписи и дала первоначальную интерпретацию.
Первая кость с рунической надписью найдена в Осло более чем за сорок лет
Первая находка представляет собой кусок кости с тринадцатью рунами с одной стороны и одной руной с другой. Основная надпись гласит basmarþærbæin, которая может либо относиться к имени человека, который владел (т.е. использовал) костью, либо может описывать тип кости, говорит она.
Руны на этой кости заклинают «basmarþærbæin». Надпись имеет две вероятные интерпретации, говорит Зильмер. Фото: Яни Каусевич, NIKU
Последние четыре руны bæin (древнескандинавское bein, что означает «кость») относятся к самой кости. Но наше понимание всего текста зависит от того, как мы интерпретируем первую часть надписи, сообщает Зильмер.
— «basmarþær» может содержать родительную форму Marðar, которая может быть объяснена как скандинавское личное имя Mår / Mård. К этому добавился элемент имени «bas». «Бас» как первый элемент в названиях необычен. Однако нечто подобное можно найти в надгробной надписи из Skålvoll, как написание для Báts, родительный падеж прозвища Bátr, то есть лодка. Если это так, то текст может означать «кость Бота-Морда».
Причина написания на кости не обязательно заключалась в том, чтобы показать право собственности на нее, но, может быть, Морд сидел там со свободным временем после еды и использовал возможность превратить оставшийся ужин в пишущую табличку?
Другой возможной интерпретацией является слегка своеобразное слово композиция bás-marðarbein, означающее «козлиная кость».
«Morðr встречается в древнескандинавском языке как своеобразный поэтический ярлык для барана*. Кость, по-видимому, не овечья кость, а скорее от лошади или коровы. Неужели вводящая в заблуждение надпись предназначена для развлечения?» Зильмер удивляется.
Короткие рунические тексты на костях были найдены в других норвежских и скандинавских средневековых городах, но это первый найденный в Осло за более чем сорок лет.
Руны, вырезанные из дерева, содержащие религиозный текст на скандинавском и латинском языках
Вторая находка представляет собой плоский кусок дерева с надписью на трех его сторонах. Объект немного поврежден, но можно увидеть, что текст сочетает в себе религиозные тексты как на латыни, так и на древнескандинавском языках.
В средневековые времена было принято вырезать рунные сообщения на плоских деревянных предметах, таких как этот. Здесь руны отображаются вверх ногами. Фото: Тоне Бергланд, NIKU
С одной стороны, мы замечаем два слова на латыни: manus и Domine или Domini. Манус означает «рука», а Dominus «господь, Бог». Это часть известной латинской молитвенной формулы: In manus tuas, Domine, commendo spiritum meum («В твои руки, о Господь, я хвалю мой дух»), известный как последние слова Иисуса на кресте», — говорит Зильмер.
Объект имеет текст как на норвежском, так и на латыни. На этой стороне изображен текст «manus Domine/i». Фото: Яни Каусевич, NIKU.
Древнескандинавский текст на второй стороне включает имя Bryngærðr. На третьем (узкие) боковые восемь маленьких рун могут иметь смысл либо как утверждение на латыни, либо как продолжение текста на древнескандинавском языке. В последнем случае это может быть фраза «это правда».
Возможная интерпретация заключается в том, что надпись содержит короткую молитву, рассказывающую читателю о Брингердре, которая похвалила себя в руках Бога.
На этой стороне объекта можно найти древнескандинавское имя Bryngærðr. Возможная интерпретация заключается в том, что Брингердр отдала себя в руки Бога. Фото: Яни Каусевич, NIKU
Подобные фразы встречаются в некоторых церковных надписях из Норвегии и Готланда. Наиболее интересным примером является деревянная церковь Урнес в Норвегии, где руническая надпись на древнескандинавском языке гласит: «Пусть святой Господь держит (Его) над духом Бринюльфра. Пусть это будет правдой. ». Это сообщение очень напоминает текст, вырезанный на деревянном предмете.
Рунические надписи приближают нас к средневековым жителям Осло
Обе находки были из слоев мусора, возможно, связанных с мелиорацией земель в районах, подверженных затоплению. Кость может относиться к самому раннему периоду заселения, так как она была найдена рядом с природными отложениями, говорит Марк Олдхэм, руководитель проекта раскопок.
«Мы пока не можем точно сказать, сколько лет этим двум руническим находкам, но научные тесты, надеюсь, дадут ответы», — продолжает Олдхэм.
Подобные рунические находки в Норвегии датируются периодом 1100-1350 годов, в то время как некоторые из них старше. Тем не менее, возможно, датировать тексты, изучив орфографию и использование определенных символов.
«Использование так называемых пунктирных рун на деревянной палочке, а также различие между а-руной и æ-руной на кости являются характерными чертами средневековых рун», — говорит Зильмер.
Мы уже знаем о 85 свободных предметах с руническими надписями из средневекового Осло. Для сравнения, в Бергене было сделано более 680 подобных открытий. Подавляющее большинство рунных находок было сделано в связи с археологическими раскопками, а в Осло большинство известных рунических артефактов были найдены в 1970-х и 80-х годах.
Кость и деревянный фрагмент представляют собой две основные категории рунических предметов из средневековых норвежских городов. Каждая новая находка уникальна и важна сама по себе и помогает приблизить нас к делам и словам средневековых людей.
Наиболее распространенное значение слова mǫrðr — европейская сосновая куница, хищник, произрастающий и широко распространенный в Северной Европе.
Поделитесь в вашей соцсети👇