Ставкирки Норвегии
В X веке при возведении деревянных церквей норвежские мастера начали сочетать элементы языческой и христианской архитектуры. Некоторые из таких церквей сохранились и поныне.
Очевидно, что в древности крупные сооружения строились не только из камня и кирпича на известковом растворе, но также из дерева. И все же почти все крупные строения, дошедшие до нас из древних времен и средневековья, возведены из камня.
Причина этого ясна: хотя каменные и кирпичные сооружения и разрушаются со временем, в большинстве случаев они надежнее деревянных, которые подвержены гниению, воздействию насекомых, сгорают при пожарах и быстро приходят в негодность, если не следить за их состоянием.
Исключение составляют ставкирки Норвегии — деревянные столбовые церкви, восходящие к десятому столетию — факт, достаточно знаменательный. Столбы церквей представляют собой прочные деревянные колонны. Термин «столбовая церковь» является переводом норвежского stavkirke; слово stav обозначает как бочарную клепку, так и деревянный столб. Изображения сохранившихся сооружений можно видеть в современной рекламе на территории этой северной страны, и на открытках с туристическими достопримечательностями.
Ставкирки строились в Норвегии в большом количестве в XI-XIV вв. Сочетание в архитектуре этих церквей языческих и христианских элементов, их сложный и своеобразный экстерьер и спокойный интерьер, соразмерный по своим пропорциям человеку, — все это придает им особую неповторимость.
Однако самое удивительное в этих сооружениях — это их долговечность. Что именно в конструкции столбовых церквей позволило им сохраниться в течение более 800 лет? С целью выяснения такой удивительной сохранности этих объектов было обследовано более половины сохранившихся ставкирок. Предполагается, что эти сооружения смогли сохраниться так долго по трем причинам.
Во-первых, дерево подготавливалось к строительству с исключительной тщательностью. Древние норвежские мастера применяли методы сушки дерева, с помощью которых они получали более прочные материалы, чем применяемые в строительстве сегодня.
Во-вторых, безукоризненная конструкция церквей соответствует открытым местностям, где было построено большинство из них. Сооружения эти способны выдержать вертикальную нагрузку, создаваемую не только собственным весом, но и весом лежащего на их кровле большого количества снега.
Кроме того, их конструкция обладает достаточной прочностью и жесткостью, чтобы противостоять боковым нагрузкам, создаваемым сильными ветрами.
В-третьих, применялись особые способы выдерживания дерева. Отсюда следует вывод, что большие деревянные строения могут быть долговечными при соответствующей конструкции и надлежащей обработке строительного материала.
Тем самым история ставкирок заставляет усомниться в том, что дерево как материал пригодно в основном лишь для возведения небольших или не рассчитанных на долгую жизнь строений.
При сооружении церквей применялись два основных типа деревянных конструкций: стропильные и балочные.
В идеальной стропильной конструкции на каждый элемент действует либо растягивающее, либо сжимающее усилие, но не оба одновременно. Более того, на эти элементы не действуют никакие другие силы. Простым примером стропильной конструкции является треугольник кровли. Направленная вниз вертикальная нагрузка сжимает боковые стороны треугольника и растягивает основание. Эта нагрузка создается весом кровли, а зимой к тому же весом лежащего на ней снега.
В балочной же конструкции один и тот же элемент может быть одновременно подвержен как растяжению, так и сжатию. В ней могут также возникать усилия сдвига и сгибающие усилия. Простым примером балочной конструкции является система, состоящая из горизонтальной балки и двух вертикальных столбов, поддерживающих ее. Такая система может служить частью каркаса жилища. Вес балки и приложенная сверху нагрузка создают сжимающие усилия, действующие на вертикальные элементы.
Последние при этом несколько изгибаются, поэтому они подвержены не только сжатию, но и действию сгибающих усилий.
Возникновение балочной конструкции относится к доисторическим временам. Конструкция эта очень проста — балка на двух вертикальных опорах. Стропильная конструкция, впрочем, также имеет длительную историю.
Зодчие Древнего Рима известны прежде всего своими работами в кирпиче и мраморе, но они возводили и великолепные деревянные сооружения. Колонна Траяна была сооружена в114 г. на императорском форуме в Риме в честь победы над даками, жившими на территории современной Румынии. Среди прочих изображений на колонне имеется композиция, где показано, как в 104 г. императорский архитектор Аполлодор из Дамаска построил деревянный мост через Дунай, в конструкции которого были использованы стропильные фермы.
Принцип соединения стропильных и балочных элементов при сооружении деревянных церквей во многом объясняет их прочность. В Европе дерево использовалось в качестве строительного материала и после падения Римской империи. Прославленные корабли викингов показывают, что техника деревянных конструкций была высоко развита в северных странах уже к раннему средневековью. Морские походы викингов позволяли народам Скандинавии поддерживать контакты с европейскими центрами культуры и тем самым перенимать оттуда опыт строительства.
В Норвегии влияние заимствованной техники строительства усилилось с принятием христианства. Христианская религия утвердилась в этой стране позже, чем в других странах Европы. Первым пытался установить христианство в Норвегии король Хокон Добрый (935—961 гг.). При Хоконе были возведены три церкви в районе Мёре. Но вскоре они были сожжены, а священники, которых король привез из Европы, убиты.
Впоследствии попытки нескольких королей обратить население в христианскую веру также наталкивались на яростное сопротивление, и только при короле Олафе Кюрре (1066—1093 гг.) христианство стало официальной религией в Норвегии. Олаф учредил епархии в Тронхейме, Бергене и Осло, и, видимо, также по его распоряжению развернулось широкое строительство церквей.
Таким образом, в X и XI столетиях число церквей в Норвегии значительно возросло, однако процесс их строительства протекал далеко не равномерно. Первые христианские церкви представляли собой простые сооружения, состоящие из прямоугольного в плане нефа и небольшого алтаря, примыкающего к нефу с восточной стороны.
Пространство нефа отводилось для прихожан, которые обычно стояли во время службы, алтарь же — для священно-служителей. Некоторые из этих церквей были обнаружены во время раскопок в наше время.
Остатки строительных конструкций, позволяют предположить, что при строительстве церквей с одним нефом и алтарем использовался древний метод «частокола». Стволы деревьев разрубались пополам в продольном направлении, подготовленные доски вкапывались в землю рядом друг с другом так, чтобы образовалась стена. Позже между вкопанными в землю угловыми столбами стали класть прямо на землю горизонтальные лежни, на которые и ставили стену.
Такой способ был шагом вперед по сравнению с методом «частокола», однако из-за того, что положенные на землю лежни были подвержены гниению, этих церквей сохранилось очень мало. Тем не менее, археологические раскопки показывают, что они были распространены по всей Европе.
Последующее нововведение, состоявшее в том, что основание церкви было целиком приподнято над землей, продлило срок службы лежней и позволило строить церкви большего размера. На ряд плоских камней клали венец из крупных балок, в углах которого затем устанавливали основные столбы.
Вертикальные доски стены вставлялись в пазы балок. Для пригонки досок использовались шпунты, иногда же узкие промежутки между ними закрывались тонкими деревянными рейками.
Слово stav ассоциируется не только со столбами, но и с вертикальными досками стены, напоминающими бочарную клепку, что по-норвежски также называется stav.
Вертикальная обшивка стен ставкирок противопоставляется более распространенному в Норвегии строительному методу, при котором элементы стеновой обшивки соединяются в «лапу» (laft), т.е. укладываются горизонтально и удерживаются на углах врубками.
Конструкция первых ставкирок, появившихся в середине X в., быстро совершенствовалась в последующие несколько столетий. Этот процесс хорошо прослеживается в конструкции церкви в Урнесе, расположенной около Люстерфьорда, ответвления Согнефьорда.
Построенная около 1150 г., она считается древнейшей из сохранившихся в Норвегии деревянных церквей. Судя по находкам, обнаруженным при раскопках в 1956 г., до нее на том же месте стояли еще две церкви.
Первая церковь была возведена в Урнесе, вероятно, в период перехода к христианству. Строили ее методом «частокола» — стеновые доски и опорные столбы вкапывали в грунт. Вторая церковь была сооружена в конце XI в. по усовершенствованному методу — в землю вкапывали только угловые столбы.
Обе эти церкви были небольшие, с одним нефом и алтарем. В середине XII в. вторая церковь в Урнесе была снесена. Некоторые ее части были использованы при строительстве третьей церкви, существующей ныне.
Таким образом, менее чем за полтора столетия в Урнесе были построены три церкви. По своей конструкции третья церковь заметно отличается от предшествующих. Ее центральный неф выделен посредством повышенного каркаса, включающего в себя 16 столбов, отделяющих этот неф от боковых. Кровля центрального нефа примерно на 2 м возвышается над кровлей боковых нефов.
Такой тип конструкции распространился по всей Норвегии и был использован впоследствии при строительстве многих ставкирок.
Ставкирки были наиболее распространены в норвежских деревнях. Подсчитано, что в 1300 г. в стране имелось примерно 1000 таких церквей. Многие из них были построены к северу от Бергена вдоль Согнефьорда. Их также возводили на территории от южного побережья до Нидароса (ныне Тронхейм).Кроме того, недавние раскопки в Швеции и Дании позволяют предположить, что в этих странах также строились столбовые церкви, хотя они и не сохранились там.
Поделитесь в вашей соцсети👇