Сверхзвуковая революция: США открывают эру бесшумных полетов
Коммерческие сверхзвуковые перелеты могут вскоре вернуться в США благодаря новому указу, отменяющему 52-летний запрет на сверхзвуковые полеты над сушей.
Решение, принятое 6 июня 2025 года, отменяет ограничения, введенные Федеральным управлением гражданской авиации (FAA) в 1973 году из-за жалоб на громкие звуковые удары. Указ также устанавливает roadmap для внедрения стандартов сертификации сверхзвуковых самолетов по уровню шума.
Это позволит сократить время перелета, например, между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом, с 6 до 3,5 часов.
История и вызовы
До запрета США, Франция, Великобритания и СССР экспериментировали с пассажирскими сверхзвуковыми самолетами. Однако их разработки, такие как советский Ту-144, создавали оглушительный шум из-за использования форсажных двигателей. Главной проблемой оставались звуковые удары, способные разбивать окна на земле.
Сегодня компании вроде Boom Supersonic решают эту проблему с помощью технологии «безударного полета». Их самолеты достигают скорости Mach 1 (1 235 км/ч) на высоте свыше 9 100 метров, где звуковые волны рассеиваются до достижения земли (эффект Mach Cutoff). В январе 2025 года Boom провела первый успешный тест такой системы.
Конкуренция и инновации
Не отстает и Lockheed Martin, совместно с NASA разрабатывающая экспериментальный X-59. Его двигатели расположены над фюзеляжем, что минимизирует ударные волны. Американские власти планируют к 2027 году утвердить финальные нормы по шуму, что позволит авиакомпаниям начать коммерческие рейсы.
Экология и будущее
Однако эксперты обращают внимание на экологические риски. Сверхзвуковые двигатели потребляют больше топлива, увеличивая выбросы CO₂. Проекты вроде Overture от Boom обещают использовать экологичное авиатопливо, но его производство пока ограниченно.
К 2030 году США планируют запустить первые регулярные рейсы, а Европа и Азия изучают аналогичные инициативы. Аналитики прогнозируют, что билеты будут стоить на 20-30% дороже обычных, но спрос со стороны бизнес-авиации обеспечат окупаемость.
Вопросы без ответов: Смогут ли технологии снизить цены для массового пассажира? Как повлияет шум на маршруты над океаном? И станет ли это возрождением «конкордовской мечты» или новой главой в авиации?