Священник объясняет, почему фильм «потенциально опасен»
Предупреждение: данная рецензия содержит некоторые спойлеры к фильму «Экзорцист: Believer.
Никто из тех, кто посмотрел фильм «Экзорцист: Believer», может заявить, что он получил не то, что ожидал, покупая билет.
Двое детей, экспериментируя с оккультизмом, случайно открывают дверь демоническим силам, которые быстро овладевают ими. Они исчезают на несколько дней, а когда их находят, демонстрируют неадекватное поведение, быстро перерастающее в неконтролируемое насилие.
Их родители пытаются найти причину и с неохотой приходят к выводу, что ответ кроется в чем-то сверхъестественном и злом. Все они пытаются примирить происходящее со своим мировоззрением и в конце концов обращаются к духовным экспертам для проведения обряда экзорцизма.
По ходу развития событий обильно посыпаются кровавые брызги, с обязательным откручиванием голов и изрыганием едких жидкостей.
Сила единства
Поразительно, что эти элементы повторяют то, что было представлено зрителям в 1970-х годах в первом фильме «Экзорцист». Даже центральная тема «веры» не представляет собой ничего нового. Священник, переживающий кризис веры, является главным героем оригинального романа Уильяма Блэтти «Экзорцист».
Некоторые аспекты фильма «Экзорцист: Believer, которые, однако, отражают контекст XXI века. Команда экзорцистов, сражающихся с демоном, состоит из представителей различных религиозных конфессий и действует сообща. Посыл заключается в том, что этих верующих объединяет гораздо больше, чем разделяет.
Гаитянские духовные практики и афро-американские традиции корневых врачей представлены как соответствующие свету, а не тьме. Это не может не радовать. Учитывая, что в средствах массовой информации религия чернокожих и коренных народов рассматривается как зловещая и даже демоническая, такое позитивное представление является достойным похвалы выбором.
В равной степени, решение поставить рядом христианских персонажей разных конфессий, а также традиционного афроамериканского героя-целителя, является мощным заявлением о сообществе и единстве.
Однако такой гомогенизирующий подход также проблематичен. В фильме утверждается, что экзорцизм существует в каждой культуре, и делается вывод, что все люди, занимающиеся им, по сути, делают одно и то же. В действительности это чрезмерное упрощение, имеющее потенциально опасные последствия.
И опасности
Термин «экзорцизм» может быть использован для описания ритуалов многих мировых традиций, если его определять как практику, направленную на освобождение человека, места или объекта от негативного духовного влияния.
Однако эта очень общая категория содержит в себе огромное количество разнообразных идей. Огромный разброс наблюдается как в системах верований (которые охватывают практически все формы духовности, включая римский католицизм, пятидесятничество, ислам, викку и индуизм), так и в средствах, используемых для изгнания злого духа.
Эти различия имеют значение. Особенно когда речь идет о балансе между автономией и защитой человека в реальной жизни при экзорцизме.
Любая правовая база, уважающая демократические и человеческие права, поддерживает свободу убеждений и культурное разнообразие. Однако она должна защищать и тех, кто не в состоянии самостоятельно отстаивать свои интересы. Это означает, что необходимо принимать решения о том, когда разрешать ритуалы экзорцизма с участием детей и взрослых, страдающих психическими заболеваниями или ограниченными возможностями.
При принятии таких решений решающее значение имеет как характер обряда экзорцизма, так и окружающие его верования.
В некоторых культурах одержимость рассматривается как несчастливый случай, который может произойти с каждым. В других культурах одержимость рассматривается как результат либо намеренного противоправного действия, либо врожденного изъяна в характере или даже душе предполагаемого одержимого.
В некоторых религиозных традициях больные люди считаются опасными, поэтому их сторонятся или даже нападают на них. В таких случаях сотрудничество с предложенным ритуалом экзорцизма может быть единственным вариантом реинтеграции человека в общество.
Кроме того, в некоторых традициях считается, что злая сущность способна захватить тело человека и подавить его волю. В таких случаях любое сопротивление экзорцизму может быть воспринято как исходящее от духа, а не от человека, и поэтому игнорироваться.
С другой стороны, если считается, что жертва одержимости сохраняет остатки воли, то любое нежелание участвовать в экзорцизме может быть расценено как свидетельство желания выбрать зло.
Важно также понимать, что способы экзорцизма очень разнообразны — от тихих молитв до насильственных нападений. Также могут применяться опасные или жестокие методы. Людей могут побуждать или заставлять принимать вещества, которые либо вредны, либо рискованны из-за дозы или способа приема.
Известны случаи смерти от отравления солью, сухого утопления в воде и даже от внутривенного введения почти смертельной дозы наркотиков.
Учитывая все это, распространение информации о том, что экзорцизм является позитивной и универсальной практикой, характерной для многих культур, является потенциально опасным.
Конечно, кинозрители способны отличить факт от вымысла, и никто не предложит рассматривать фильмы об экзорцизме как документальное кино. Но поп-культура все же влияет на восприятие людей.
Государственные органы не всегда в полной мере понимают верования и обычаи меньшинств, и это может привести к проблемам. Они могут ошибочно воспринимать ситуацию как рискованную и вмешиваться, когда это не нужно. В противном случае уязвимый человек может остаться без помощи, поскольку полиция или социальные работники ошибочно считают вредные практики приемлемыми в силу культурного контекста.
Подобные ошибки способствовали предотвращению смертей, связанных с экзорцизмом, в том числе и детских. Фильм «Экзорцист: Believer» рассматривает экзорцизм как простое и доброкачественное явление, преодолевающее культурные и религиозные различия, что не совсем верно и даже нежелательно — даже в контексте фильма ужасов.
Поделитесь в вашей соцсети👇