Тайный знак: В Иерусалиме найден древний иудейский медальон-амулет

Тайный знак: В Иерусалиме найден древний иудейский медальон-амулет

 

Археологи в Иерусалиме обнаружили редкий 1300-летний свинцовый медальон, украшенный с обеих сторон изображением семисвечника-меноры — ритуального светильника, уникального для Второго Иерусалимского Храма.

Исследователи полагают, что этот медальон носил на шее иудей в конце VI или начале VII века, когда город и прилегающий регион находились под властью христианской Византийской империи. Это произошло всего за несколько десятилетий до того, как Иерусалим сначала пал под натиском персов-сасанидов в 614 году, а затем, примерно в 638 году, был завоёван арабами-мусульманами.

По заявлению Управления древностей Израиля (IAA), медальон был обнаружен на территории археологического парка «Град Давида» возле юго-западного угла Храмовой горы — места, где сейчас расположены исламские святыни «аль-Харам аш-Шариф» («Благородное святилище»).

«Однажды, во время раскопок в древней постройке, я внезапно заметил среди камней что-то серое, необычное, — рассказал в заявлении рабочий-археолог некоммерческого фонда «Град Давида» Аяю Бэлетэ. — Я поднял предмет и увидел, что это подвеска с менорой».

Эта находка стала неожиданностью для учёных, поскольку в тот период иудеям было запрещено входить в город. Столетиями ранее, после подавления восстания Бар-Кохбы против римского владычества в 132–136 годах, император Адриан повелел отстроить Иерусалим как языческий город «Элия Капитолина», а провинцию Иудея переименовать в Сирию Палестину. Это древнее название было навеяно давно исчезнувшими филистимлянами — библейскими врагами израильтян, жившими на побережье Средиземного моря.

Редчайший артефакт

Новый медальон был найден внутри здания поздневизантийского периода, которое было погребено под толстым слоем строительного мусора. Этот слой образовался во время работ, инициированных правителями города из династии Омейядов спустя несколько десятилетий после исламского завоевания.

Медальон имеет дисковую форму с петлёй в верхней части. На обеих сторонах изображена семисвечная менора — тип светильника, который использовался исключительно во Втором Храме, разрушенном римлянами в 70 году н.э. (Сейчас во время Хануки используют девятисвечники). На медальоне навершие каждой ветви светильника увенчано горизонтальной перекладиной с поднимающимся над ней пламенем. Одна сторона медальона хорошо сохранилась, другая покрыта естественной патиной; анализ показал, что он сделан почти целиком из свинца.

Это лишь второй известный науке тысячелетний свинцовый медальон с символом меноры. «Подвеска из чистого свинца, украшенная менорой, — исключительно редкая находка», — отметили в своём заключении археологи IAA Юваль Барух, Филип Вукосавович, Эстер Раков-Меллет и Шуламит Терем. — Двойное изображение меноры на каждой стороне диска указывает на глубокое символическое значение этого знака».

Город Адриана

Считается, что в византийскую эпоху иудеям, как и со времён римского подавления восстания Бар-Кохбы, был запрещён вход в город. Однако, по словам Гюнтера Штенбергера, почётного профессора иудаики Венского университета, запрет иногда смягчался, и многие иудеи проживали в близлежащих городах и территориях.

Остаётся неясным, какое значение эти медальоны имели для своих владельцев. «Были ли это личные предметы иудеев, которые приезжали в город по разным причинам — возможно, купцов, или тех, кто выполнял административные поручения, или людей, тайно совершавших паломничество в город при неофициальных обстоятельствах?» — задаются вопросом авторы исследования.

Как отмечает археолог Иерусалимского округа IAA Юваль Барух, новая находка показывает, что «в периоды, когда имперскими указами иудеям запрещалось проживать в городе, они не переставали туда приходить».

Тот факт, что медальон сделан из свинца, указывает на то, что его носили как амулет — и, вероятно, скрывали, — а не как украшение. «Свинец в то время считался распространённым и особенно популярным материалом для изготовления амулетов», — пояснил Барух.

Этот скромный свинцовый диск становится немым свидетелем эпохи великих трансформаций. Он пережил закат Византии, рождение исламского правления и, будучи спрятанным или потерянным, пролежал в земле более тысячи лет. Его обнаружение в слое, относящемся к периоду сразу после арабского завоевания, позволяет предположить, что традиция ношения подобных символов могла сохраняться в течение некоторого времени и при новой власти.

Находка заставляет пересмотреть устоявшиеся представления о полной изоляции иудейской общины в раннесредневековом Иерусалиме. Вероятно, под покровом повседневной жизни, несмотря на официальные запреты, сохранялись тонкие нити связи с городом, бывшим духовным центром нации. Медальон служит материальным доказательством неистребимой духовной привязанности и своеобразным актом тихого сопротивления — личным исповеданием веры, отлитым в металле и спрятанным под одеждой.

Добавить комментарий