Тени прошлого: Как краниометрия стала инструментом расовой дискриминации и что с этим делать сегодня

Тени прошлого: Как краниометрия стала инструментом расовой дискриминации и что с этим делать сегодня

 

Недавняя публикация обзора расы и истории Эдинбургского университета привлекла внимание к его так называемой «комнате черепов» — коллекции из 1 500 человеческих останков, собранных в XIX веке для исследований.

Краниометрия — измерение черепов — активно преподавалась в медицинских школах Британии, Европы и США в XIX — начале XX веков. Сегодня её расистские основы полностью дискредитированы: доказано, что размер и форма черепа не влияют на интеллект или поведение. Однако в викторианскую эпоху тысячи черепов использовались для продвижения идей научного расизма, и коллекция Эдинбурга — лишь часть этой мрачной истории.

Научный расизм: данные как оправдание дискриминации

В отличие от френологии, связывавшей личность с неровностями черепа, краниометрия претендовала на «объективность», опираясь на статистику. Учёные измеряли черепа, группировали их по «расам» и использовали данные для обоснования превосходства одних народов над другими. Например, Александр Макалистер, профессор анатомии Кембриджа, в 1892 году увеличил университетскую коллекцию с 55 до 1 402 экземпляров, включая тысячу древнеегипетских черепов от археолога Флиндерса Питри. Многие из этих останков до сих пор хранятся в лаборатории Дакворта.

Иллюстрация: двое мужчин измеряют объём черепов с помощью воды
Измерение черепов в XIX веке. Источник: J.S. Billings и Washington Matthews / Wikimedia Commons

Травма колониализма: как черепа попадали в коллекции

Черепа часто добывались через колониальное насилие. Выпускники британских университетов, работавшие в колониях, присылали останки, украденные с мест захоронений. Например, кембриджский регистр включает череп, взятый у погребального костра в Бомбее против воли местных жителей. Оксфорд и Манчестер выставляли черепа в музеях, а Королевская коллегия хирургов в 1880 году приобрела 1 539 экземпляров у коллекционера Джозефа Дэвиса, создав крупнейшее в Британии собрание. Большая часть погибла при бомбардировке в 1941 году.

Современные вызовы: этика и репатриация

Сегодня университеты и музеи сталкиваются с необходимостью исправления исторических ошибок. В 2020 году музей Питт-Риверс в Оксфорде убрал с экспозиции «суженные головы» из Южной Америки. Кембриджская лаборатория Дакворта активно работает с архивами и общинами, рассматривая репатриацию как путь к диалогу. В Лондоне скелет Чарльза Бирна, «ирландского великана», чьё тело было украдено для исследований, больше не выставляется.

Кампании коренных народов за возврат останков набирают силу. Например, в 2023 году Австралия репатриировала 42 аборигенных черепа из британских коллекций. Эти шаги не только исправляют несправедливость, но и ставят вопрос: как обращаться с «наследием», добытым через угнетение?

Представитель лаборатории Дакворта (Кембридж) заявил:
«Мы стремимся к открытому диалогу с сообществами, чьи предки находятся в коллекции. Речь идёт не только о репатриации, но и о совместном создании знаний».

История краниометрии напоминает, что наука неотделима от этики. Возврат останков — не конец, а начало долгого пути к исцелению и взаимопониманию.

Добавить комментарий