Трагедия моста Такома
Краткие факты
Событие: Обрушение моста Такома Нерроу
Дата: 7 ноября 1940 года, 11:02 по местному времени
Место: Пролив Такома Нерроу, Пьюджет-Саунд, Вашингтон
Кто: Леонард Коатсворт и другие свидетели обрушения
Ветер свистел со скоростью 64 км/ч, когда мост «Галопирующая Герти» начал трястись. Мост Такома Нерроу, который соединял Такому с полуостровом Китсап, был открыт всего за несколько месяцев до этого, в июле 1940 года. Этот элегантный и гибкий мост, на тот момент третий по длине висячий мост в мире, был спроектирован известным инженером Леоном Мойсеевым, который также участвовал в проектировании Золотых Ворот.
С самого начала рабочие заметили, что мост колебался на ветру, дав ему прозвище «Галопирующая Герти». «С той самой ночи, когда мост открылся, мы поняли, что что-то не так. В ту ночь он начал галопировать,» — вспоминал инженер Ф. Берт Фаркуарсон из Университета Вашингтона.
Команда Фаркуарсона решила создать масштабную модель моста, чтобы выяснить причины колебаний. Однако во время их работы мост продолжал «галопировать». Вскоре после открытия инженеры установили гидравлические домкраты, чтобы уменьшить колебания, но это не помогало. В октябре они добавили временные крепления, чтобы связать мост с землёй, но это также дало лишь временное облегчение.
2 ноября команда Фаркуарсона завершила моделирование, обнаружив, что мост начал закручиваться при боковых порывах ветра. Они предложили различные решения, но не успели воплотить их в жизнь. 7 ноября, когда мост снова начал колебаться, Леонард Коатсворт, редакторTacoma News Tribune, находился на мосту и стал свидетелем того, как балки стали шевелиться. Он едва успел оставить свой автомобиль, прежде чем произошёл страшный обвал.
К сожалению, трагедия унесла жизнь только одной души — собаки Тубби, что сделало это событие ещё более трагичным. Неизвестный ранее механизм «крутильного колебания» изменил представления о мостостроении и после этого стало обязательным тестирование любых новых мостов в аэродинамических туннелях.
После трагедии мост Такома Нерроу стал символом инженерного риска и недостатков. Восстановление мостов и инновации в инженерных решениях, возникшие после несчастного случая, укрепили основы проектирования мостов. Институты начали внедрять более строгие методы тестирования и оценки, ставя безопасность на первое место.
Мосты, построенные позже, включая знаменитый мост Золотых Ворот, получили укрепления, которые гарантировали их устойчивость даже в сильные ветры. Инженеры создали новые стандарты проектирования и строительства, вплоть до применения симуляций, помогающих в выявлении потенциальных проблем ещё до начала строительства.
Научные исследования, провели после инцидента, помогли осознать важность взаимодействия между ветровыми нагрузками и конструкцией моста. Таким образом, уроки, извлеченные из обрушения моста Такома Нерроу, продолжали влиять на архитектуру и околостроительные практики по всему миру, делая мостостроение более безопасным и эффективным.