Трансатлантический тоннель: несбыточная мечта или вызов будущего?

Трансатлантический тоннель: несбыточная мечта или вызов будущего?

 

Представьте: вы садитесь в поезд в Нью-Йорке, а через 54 минуты выходите в Лондоне, преодолев Атлантический океан по подводному тоннелю. Такие смелые проекты периодически всплывают в медиа. Но возможно ли это технически, или это чистая фантастика?

Короткий ответ: С текущими технологиями — вряд ли.

Для 54-минутного путешествия потребовались бы вакуумные поезда, разгоняющиеся до 8 000 км/ч. Таких технологий пока не существует. Обычные же поезда потратят на маршрут около 15 часов, что дольше 8-часового перелёта.

Самый длинный подводный тоннель сегодня — Евротоннель под Ла-Маншем (37,9 км). Его строительство в 1994 году заняло 6 лет, потребовало усилий 13 000 рабочих и 16 млрд долларов в пересчёте на сегодня. Для сравнения: проект 14-километрового тоннеля под Гудзоном между Нью-Йорком и Нью-Джерси оценивается в 16 млрд долларов и 12 лет работ.

«Это не один проект, а десять мегазаданий в одном», — отмечает Стив Сигмунд, представитель комиссии Gateway, курирующей проект.

Трансатлантический тоннель протяжённостью 5 500 км сталкивается с колоссальными вызовами:

  1. Логистика: Как доставлять рабочих, вентилировать тоннель и обеспечивать энергией?
  2. Технологии: Нужны автономные тоннелепроходческие машины (ТПМ), которых пока нет. Даже для 10 км обычная ТПМ потребляет энергию небольшого города.
  3. Сроки: На маршруте Гамбия–Бразилия (2 575 км) при текущей скорости бурения (около 10 м/день) строительство заняло бы… 500 лет!
  4. Давление: На глубине Атлантики (до 8 000 м) давление достигает 800 атмосфер. Мировой рекорд для ТПМ — 15 атмосфер на глубине 150 м. Любая протечка стала бы катастрофой.
  5. Финансы: Стоимость и риски делают проект почти невозможным для инвесторов.

А что в будущем?
Хотя сегодня такие планы кажутся фантастикой, прогресс в области гиперлупа, наноматериалов и ИИ может изменить ситуацию. Например, компания Илона Маска The Boring Company уже экспериментирует с ускоренным бурением. Учёные исследуют сверхпрочные материалы вроде графена, способные выдержать экстремальное давление. Если человечество освоит термоядерную энергетику, проблема энергозатрат также потеряет остроту.

Однако даже при прорывных технологиях трансатлантический тоннель потребует беспрецедентного международного сотрудничества. Кто возьмёт на себя риски? Как разделить затраты между странами? И главное — будет ли это экономически оправдано, учитывая развитие авиации и космических旅行?

Пока ответы остаются за горизонтом возможного. Как заключил инженер Билл Гроуз: «Препятствия кажутся непреодолимыми. Нам нужны изобретения, которых ещё нет».

Добавить комментарий