Уникальный жертвенный комплекс кочевников Южного Урала проливает свет на погребальные обряды 2400-летней давности

Уникальный жертвенный комплекс кочевников Южного Урала проливает свет на погребальные обряды 2400-летней давности

 

В России, между двумя курганами, был обнаружен уникальный «жертвенный комплекс», раскрывающий новые подробности о погребальных ритуалах кочевых народов Южного Урала, живших почти 2400 лет назад.

Этим летом исследователи из Института археологии РАН провели раскопки пространства между курганами на памятнике «Высокая Могила» — некрополе, состоящем из серии «элитных» захоронений, разбросанных на площади около 6 километров. Некрополь использовался с IV по III век до н.э., и многочисленные артефакты были найдены как внутри курганов, так и за их пределами.

Раскопки выявили несколько тайников с артефактами между насыпями. По словам одного из руководителей экспедиции, археолога Сергея Сиротина, всего было обнаружено более 100 предметов, в основном связанных с верховой ездой, а также более 500 бронзовых бус.

В одном из тайников к юго-востоку от кургана были найдены золотые аппликации в виде головы и передней лапы тигра. К западу от насыпи обнаружили клад с фрагментами бронзового ковша и котла.

Однако большинство находок относились к «богатому жертвенному комплексу», скрытому в неглубокой круглой яме к западу от одного из курганов. Среди сотен предметов в этом комплексе были бронзовые налобники, псалии и железные удила, представляющие как минимум дюжину древних уздечек. Уздечки были украшены плоскими круглыми бляхами, на некоторых из которых изображены птицы и мифические животные, а на других — геометрические узоры или человеческие лица.

В жертвенном комплексе также находилась деревянная чаша, украшенная серебряными накладками с изображениями животных, и челюсти кабана, уложенные как жертвенное животное.

По количеству и происхождению артефактов этот комплекс является самым богатым из когда-либо найденных. Многие предметы, вероятно, были привезены с Северного Кавказа и из Северного Причерноморья и ранее не встречались в этом регионе.

Как отмечают археологи, и чаша с серебряной отделкой, и челюсти кабана указывают на то, что комплекс являлся частью погребального ритуала. Эти посмертные обрядовые действия, вероятно, совершались кочевой знатью в специально отведенном пространстве между курганами.

Новые открытия меняют наше понимание роли таких некрополей. Становится очевидным, что эти кладбища в Южном Приуралье были не просто местами для захоронения умерших, но и важными ритуальными центрами, куда люди возвращались снова и снова для совершения обрядов, возможно, связанных с почитанием предков, отправлением культа или подтверждением социальных связей и статуса. Обнаруженные привозные предметы роскоши подчеркивают обширные торговые и культурные контакты местных кочевников, а разнообразие жертвенных даров (от воинской амуниции до ритуальной посуды) говорит о комплексном сакральном мировоззрении, где загробная жизнь мыслилась продолжением земного пути со всеми его атрибутами — властью, богатством и статусом.

Добавить комментарий