увлекательная история однорогих существ
Однорогие существа встречаются в мифах всего мира. Хотя единороги в разных культурах имеют мало общего друг с другом, в европейской мысли они имеют множество ассоциаций.
Например, римский естествоиспытатель Плиний Старший писал о единорогах в первом веке нашей эры. Единорог фигурирует как в средневековых христианских, так и в кельтских верованиях и является национальным животным Шотландии. Известность единорога в европейской культуре распространилась по всему миру с колонизацией.
На юге Африки колониальные европейские идеи столкнулись с более старыми верованиями коренных народов об однорогих существах. Я подчеркнул это в недавней исследовательской статье о некоторых наскальных рисунках региона.
Единороги в Африке?
В век естествознания от единорогов постепенно отказались как от мифических, а не биологических существ. Но некоторые считали, что настоящие животные с одним рогом все еще могут существовать в «неизведанных дебрях» Африки.
Известный поиск таких свидетельств предпринял английский путешественник, писатель и политик сэр Джон Бэрроу (1764-1848). До него дошли слухи о «единорогах» от колонистов и местных жителей, которых он встретил во время своих путешествий по Южной Африке.
Одним из таких слухов было то, что единороги были изображены на наскальных рисунках, сделанных коренными жителями Сан (бушменами) этого региона. Бэрроу безуспешно искал их. Затем в горах на территории современной провинции Восточный Кейп он нашел и скопировал изображение единорога (рис. 1).
Но многие скептически отнеслись к его заявлениям. Его опубликованная копия больше напоминает европейскую гравюру, чем наскальный рисунок Сан. В более общем плане критики утверждали, что наскальные изображения единорогов, вероятно, были вдохновлены видами гемсбоков или южноафриканских сернобыков — антилоп с длинными прямыми рогами — или носорогов (у которых в Индии может быть один рог, а на юге — два). Африки).
Мое исследование заключает, что эта критика не принимает во внимание несколько факторов, которые с тех пор стали известны. Моя статья служит дополнительным подтверждением утверждений о том, что некоторые наскальные рисунки Сан действительно изображают однорогих существ.
Несколько наскальных изображений
Ранние задокументированные наскальные изображения однорогих существ известны по копиям 19 и 20 веков, сделанным британским геологом Джорджем Стоу и южноафриканским учителем М. Хелен Тонг.
Обращаю внимание на дополнительные примеры наскальных изображений однорогих существ (рис. 2 и 3).
В совокупности это показывает, что наскальные изображения однорогих существ нельзя сбрасывать со счетов как натуралистические изображения в профиль двурогих существ, у которых один рог закрывает другой.
Животные дождя
Второй способ, которым мое исследование взаимодействует с ранней критикой, заключается в том, чтобы привлечь внимание к ранее упускаемым из виду верованиям коренных народов относительно однорогих существ.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что «единороги» в местных мифических верованиях и наскальном искусстве на самом деле представляют собой животные формы дождя, известные как дождевые животные.
Коллега и сотрудница Тонга, Доротея Блик, сравнила копии Стоу и Тонга и в 1909 году предположила, что наскальные изображения однорогой антилопы, вероятно, были видами дождевых животных, о которых она знала из мифов | Ксам Сан (бушмен).
Животные дождя занимают видное место в ритуалах Сан, мифах и искусстве. Они принимают множество форм, от четвероногих существ до змей. Они были ритуально пойманы и убиты создателями дождя Сан, чтобы вызвать дождь в определенных местах.
Многие мифы |Xam рассказывают об опасном мужском дожде, иногда персонифицируемом как «Дождь», который превращал половозрелых девочек и их семьи в лягушек, когда девочки не соблюдали должным образом свои табу посвящения.
Среди других подробностей в моей статье выделяется увлекательное и ранее упущенное упоминание об однорогом водном существе.
В одном из вариантов истории, рассказанной |Хан≠кассо или Кляйном Янтье – человеком |ксам, который был искусным рассказчиком, – говорится, что у «водяного ребенка» или юного дождевого животного был один рог. История была записана фонетическим шрифтом (для записи звуков языка сан) Люси Ллойд (тетя Блика) и переведена на английский язык.
Девушка в истории |Han≠kass’o нарушает правила своего ритуального уединения в период полового созревания, отправляясь к пруду и ловя (как рыбу) детей дождя, которых она готовит и ест. Через несколько раз она изо всех сил пытается поймать еще одного: в отличие от других, это последнее существо — «взрослая вода».
Мы знаем, что делало его узнаваемо взрослым: в отличие от других, у него был единственный рог, торчавший из воды. Таким образом, у нас есть настоящие слова |Xam San (которые переводятся как «рогатый ребенок дождя»), используемые для описания этого вида дождевых животных, которые мы находим в наскальных рисунках в Восточном Кейптауне и вокруг него.
Пересечение убеждений
В колониальный период коренные жители знакомились с европейскими изображениями единорогов на гербах, значках и пуговицах, а также через сказки. В одном из зарегистрированных случаев коренные жители мыса увидели британский королевский герб и прокомментировали изображенного на нем единорога.
Они признали его своим «богом», но это описание, переведенное на английский язык с неизвестной местной идиомы, вероятно, относится к мифической природе существа, а не к подлинному богоподобному статусу.
Иностранные изображения единорогов, возможно, постепенно повлияли на местные. На некоторых наскальных рисунках с изображением однорогих существ, датируемых колониальным периодом по человеческим фигурам в европейской одежде, рога показаны вверх или вперед (рис. 4), как у европейского единорога, а не назад, как у антилоп, таких как канна (рис. 5). ), по которым смоделированы многие наскальные изображения однорогих дождевых животных.
Однорогие животные, изображенные на наскальных рисунках, — это не просто носороги или антилопы, и не существа европейского мифа.
Верования коренных народов помогают нам объяснить, что сверхъестественное сходство между европейскими единорогами и южноафриканскими «единорогами» было чистой случайностью. Смешение иностранных верований с местными в колониальной Южной Африке скрыло независимое местное существо.
Дэвид М. Вителсон, научный сотрудник с докторской степенью, Университет Витватерсранда.
Поделитесь в вашей соцсети👇