Загадка «Беременной» подвески: языческий амулет или королевская реликвия викингов?
Эта круглая серебряная подвеска была обнаружена в 1920 году в богатом женском захоронении X века в Швеции и является единственным известным изображением беременной женщины эпохи викингов.
Артефакт, известный как Аска-подвеска, хранится в коллекции Исторического музея Швеции. Её диаметр составляет около 4 сантиметров, и она изготовлена из позолоченного серебра. Кольцо подвески частично обрамляет женскую фигуру, которая стоит с расставленными ногами и сложенными руками под выступающим животом. Хотя верхняя часть украшения стерта, линии над головой женщины позволяют предположить, что на ней была корона или головной убор. Фигура облачена в плащ, застегнутый у шеи, и украшение из жемчужных бусин.
Подвеску обнаружил шведский археолог Т. Я. Арне в 1920 году при раскопках нескольких погребальных курганов в Аске. В могиле было найдено множество артефактов: восемь других подвесок, четыре серебряных кольца, игральная доска из кости и исламская серебряная монета. На основе найденных заклепок и гвоздей исследователи предположили, что женщина была погребена в деревянном гробу, который со временем истлел. Анализ костей показал, что она была молодой или средних лет. Неизвестно, была ли она беременна или рожала в момент смерти.
Среди ученых нет единого мнения о том, что мог означать этот уникальный артефакт для погребенной викинги.
Согласно трактовке Исторического музея Швеции, подвеска может изображать скандинавскую богиню Фрейю, связанную с плодородием, беременностью и родами. Фрейя носила особое ожерелье — Брисингамен, описание которого (застежка и ряды бусин) очень близко соответствует деталям Аска-подвески. Таким образом, она могла служить для женщины защитным амулетом.
Однако, как отмечает археолог Мартин Рундквист, комплекс в Аске включает большой курган с плоской вершиной, который, возможно, был основанием «королевского зала». Это означает, что погребенные здесь люди могли принадлежать к местной знати, «мелкой королевской семье». Серебряные подвески, включая Аска-подвеску, по-видимому, передавались здесь из поколения в поколение как фамильные реликвии.
Учитывая разнообразие предметов в захоронении — от железного посоха с волчьей головой до серии наследственных подвесок, — археолог Нил Прайс выдвинул гипотезу, что эта женщина могла занимать видное положение как практикующая магию или ритуалы, возможно, вейла (пророчица) или жрица.
Исследование археолога Хиде Густафссона добавляет еще один интригующий штрих: более поздние захоронения в районе Аски не содержат подобных ритуальных предметов. Это может означать, что викинг, погребенная в кургане, была последней языческой практиканткой своего рода в этой области перед приходом христианства, и её амулет Фрейи ушел вместе с ней в могилу, ознаменовав конец целой эпохи. Эта маленькая серебряная фигурка, таким образом, становится не просто украшением, а молчаливым символом глубоких религиозных и социальных перемен, потрясших Скандинавию на рубеже тысячелетий.