Загадка древности: Керамическая фигурка из Натуфийских времён

Загадка древности: Керамическая фигурка из Натуфийских времён

 

Долгие годы до того, как древние греки представили Зевса в виде лебедя, совокупляющегося с принцессой Ледой, народ натуфийцев на юго-западе Азии создавал подобные изображения. Археологи недавно обнаружили скульптуру из обожженной глины, возрастом 12,000 лет, в доисторическом поселении в Израиле, которая, по их мнению, представляет собой одну из ранних систем верований.

«Когда я достал этот маленький кусок глины из коробки, я сразу же узнал человеческую фигуру и затем птицу, лежащую на спине», — рассказал в письме к Live Science археолог Лорен Давин из Еврейского университета в Иерусалиме.

Фигурка изображает женщину и птицу — вероятно, гуся — и является самым ранним известным изображением женщины на юго-западе Азии, как утверждают Давин и его коллеги в исследовании, опубликованном в журнале PNAS.

Во время исследований Давин тщательно обследовал десятки тысяч мелких фрагментов глины, собранных с различных археологических площадок натуфийцев — оседлой охотничье-собирательской культуры, существовавшей на территории современного Израиля, Палестины, Иордании, Ливана и Сирии от 15,000 до 11,500 лет назад.

Один небольшой кусок глины из археологического участка Нахаль Эйн Гев II, расположенного примерно за 2 километра к востоку от Галилейского моря на севере Израиля, привлек внимание Давина.

«Я понял, что держу в руках исключительное произведение как по изображаемому сюжету, так и по качеству моделирования, созданного 12,000 лет назад», — сказал Давин. «Изображение человека является наиболее полным и детализированным представлением человеческого тела, обнаруженным до сих пор в культуре натуфийцев».

Эта «крайне редкая» глиняная фигурка может стать самой ранней известной репрезентацией взаимодействия человека и животного, как указали исследователи в своей работе.

Фигурка была создана из единого куска глины и найдена в трех фрагментах. Она имеет высоту всего 3.7 сантиметра и была нагрета в камине перед тем, как получить красный минеральный пигмент.

На верхней части фигурки изображена птица, сидящая на спине человека, её крылья расправлены и помещены над человеком. Вырезанная треугольная зона в нижней части фигурки, вероятно, изображает женский половой орган, а симметричные овальные отпечатки рядом с лицом напоминают груди. Исследователи предположили, что птица, вероятно, была гусем, поскольку остатки животных, найденные на этом участке, указывают на то, что натуфийцы использовали гусей как в пищу, так и в декоративных целях.

Одно из возможных толкований фигурки — это изображение охотника, который переносит убитую птицу обратно в лагерь. Однако, поскольку женщина наклонилась вперед и гусь, кажется, жив, исследователи отдают предпочтение более мифологическому объяснению: самец гуся совокупляется со стоящей женщиной.

Давин также заметил на фигурке частичный отпечаток пальца. Учитывая плотность линий на отпечатке по сравнению с современными отпечатками, он предполагает, что это произведение могло быть вырезано женщиной.

Фигурка была найдена в зоне захоронений, также в этой области были обнаружены другие уникальные находки, включая детское захоронение и запас человеческих зубов.

Таким образом, особенности этой редкой фигурки предполагают, что натуфийцы создавали сложные образы и, возможно, выражали анимизм до «неолитической революции» на юго-западе Азии, когда люди начали селиться на одном месте, выращивать урожай и одомашнивать животных.

Фигурка женщины и гуся таким образом «соединяет мир мобильных охотников-собирателей с первым оседлым сообществом, показывая, как воображение и символическое мышление начали формировать человеческую культуру», — отметил соавтор исследования Лиор Гросман, археолог Еврейского университета в Иерусалиме.

Добавить комментарий