Загадка на холме: «Убитые» сокровища англосаксов и путь ювелира сквозь века
В Англии любители металлодетекторов обнаружили потрясающую коллекцию англосаксонских золотых подвесок с гранатами, которые могли попасть в землю около 1400 лет назад в результате ритуального «умерщвления».
Весной 2023 года два поисковика нашли на склоне холма в деревне Донингтон-он-Бейн, примерно в 200 километрах к северу от Лондона, четыре золотые подвески и часть золотой броши. О своей находке они сообщили по британской Программе учета переносных древностей, после чего уникальные украшения изучила археолог Лиза Брандл, куратор по находкам в графстве Линкольншир.
Результаты её исследований были опубликованы 24 ноября в Oxford Journal of Archaeology. Брандл отмечает, что «подвески, как цельный набор для ожерелья, являются необычными».
Хотя золотые подвески с гранатами были довольно распространенным аксессуаром у женщин высшего статуса в Англии VII века, как пишет Брандл, археологи обычно находят их в захоронениях, а не группой на склоне холма. На украшениях также видны следы износа, повреждений и переделок, что означает, что к моменту захоронения они могли быть антиквариатом — им было не менее 60 лет.
Никаких других артефактов или человеческих останков вместе с подвесками из Донингтона обнаружено не было. Это, по мнению Брандл, говорит о том, что кто-то мог целенаправленно собрать эти украшения и затем закопать их для сохранности или в рамках ритуального действия.
Самый тяжелый артефакт в коллекции — D-образная подвеска весом около 6,7 граммов. Крупный гранат вставлен в золотую ячейку в форме ракушки в нижней части подвески. «Сама форма ракушки имеет символическое значение, — пишет Брандл, — часто ассоциируется с плодородием и потенциально несет христианские коннотации».
Остальные четыре предмета — круглые, с узорами в виде звезд и бусин. Три из них — подвески, а один представляет собой куполообразную часть броши, извлеченную для повторного использования. Как отмечает исследователь, вторичное использование центрального купола от броши особенно примечательно, поскольку известно всего около дюжины подобных примеров.
Маловероятно, что коллекция из Донингтона представляла собой комплект ожерелья из захоронения англосаксонской женщины, подчеркивает Брандл, поскольку не было найдено бусин или разделителей, которые указывали бы на то, что все предметы были нанизаны вместе. Чтобы разгадать эту тайну, археолог ищет альтернативные объяснения тому, почему эти пять предметов оказались вместе.
«Одна из возможностей — собрание происходит из клада ремесленника», — пишет Брандл.
В VII веке поставки гранатов сокращались, и странствующий ювелир мог собрать несколько старинных украшений, чтобы переделать их в новые. Однако вопрос о том, как мастер их добыл, остается дискуссионным: как отмечено в исследовании, известно, что грабители могил часто нацеливались на погребения женщин высокого статуса, чтобы завладеть их ценными украшениями.
Изъятие подвесок из оборота можно также рассматривать как своего рода «ритуальное убийство», которое превращало мощные, древние символы элитного статуса в новые предметы, больше не связанные с их прежними владельцами.
Но также возможно, что одна или несколько женщин просто собрали свои собственные драгоценности и спрятали их.
«Одна из трактовок заключается в том, что собрание представляет собой ценные possessions семьи или социальной группы, намеренно скрытые в периоды нестабильности или переходные периоды», — пишет Брандл.
В конце VI и VII веках распространение христианства изменило социальный и политический контекст Англии, разделенной на королевства. Линкольншир был разделен на три области, и клад был найден в одной из них — Линдси. Хотя Линдси было независимым королевством, в этот период оно в разное время попадало под власть Нортумбрии и Мерсии, что могло приводить к нестабильности.
Дальнейшая археологическая работа в районе Донингтона, как пишет Брандл, «может прояснить природу этого места и его потенциальную значимость», возможно, раскрыв больше подробностей о меняющейся социальной и политической обстановке в Англии VII века.
Эта находка открывает окно в сложный мир мастеров и их заказчиков эпохи перехода от языческих традиций к христианским. Ювелир, собравший или переделавший эти предметы, был не просто ремесленником, но и хранителем символов, умевшим «перезарядить» старую магию власти и престижа, заключенную в металле и камнях, придав ей новую форму или навсегда упокоив в земле. Захоронение клада могло быть как актом отчаяния в смутные времена, так и осознанным ритуалом, разрывающим связь с прошлым. Каждая царапина на золоте и каждый след перепайки — это молчаливая глава в биографии вещи, путь которой от знатной плеча до горсти земли на холме мы только начинаем decipher.
Коллекция была приобретена Музеем Линкольна в 2025 году для детального изучения и будущей экспозиции, где эти «убитые», но вновь обретенные сокровища смогут рассказать свою историю тысячам зрителей.