Загадка серебряного человека-быка: ритуальный артефакт древнего Элама

Загадка серебряного человека-быка: ритуальный артефакт древнего Элама

 

Эта 5000-летняя серебряная фигурка изображает быка, стоящего на коленях в человеческой позе и держащего сосуд с носиком. Артефакт был создан в южной Месопотамии представителями протоэламской культуры — древнейшей цивилизации Ирана — и, вероятно, использовался в ритуалах или церемониях.

Статуэтка хранится в Метрополитен-музее (Нью-Йорк). Ее высота составляет 16,3 см, а материал — серебро 98,5% чистоты, как указано в исследовании 1970 года Кейт Леффертс, реставратора музея. Внутри полой фигурки Леффертс обнаружила пять известняковых камешков, которые, вероятно, добавлялись для создания звука при встряхивании. Также на статуэтке сохранились следы волокон животного происхождения.

В том же исследовании Дональд Хансен, профессор Нью-Йоркского университета, отметил удивительный симбиоз человеческих и животных черт: бычья голова с изогнутыми рогами сочетается с человеческими плечами, а тело облачено в украшенный орнаментом плащ, скрывающий ноги. Руки существа, заканчивающиеся копытами, держат сосуд. Отсутствие плоского основания делает невозможным устойчивое положение фигурки на твердой поверхности.

Дополнительные детали

Артефакт создан в Эламе — регионе, соответствующем современному юго-западу Ирана. Здесь находился центр протоэламской цивилизации эпохи энеолита, известной изобретением цилиндрических печатей с изображениями животных в антропоморфных позах. «Коленопреклоненный бык» продолжает традицию создания мифических гибридов, сочетающих реализм и символику.

Назначение статуэтки остается загадкой, но известняковые камешки и следы ткани указывают на ритуальное использование. Хансен предположил, что это могла быть «фундаментная фигурка» — предмет, закладывавшийся в основание храмов для освящения места. Если это так, то после создания её никогда не предназначали для всеобщего обозрения.

Современные исследования проливают новый свет на значение подобных артефактов. Бык в месопотамской и эламской культурах символизировал силу, плодородие и связь с божественным. Гипотеза о том, что гибридные фигуры служили посредниками между мирами людей и богов, находит подтверждение в других находках: например, в росписях храмов Суз изображены существа с телом человека и головой быка, участвующие в священных церемониях.

Интересно, что техника изготовления статуэтки — литье с последующей гравировкой — свидетельствует о высоком уровне металлургии у протоэламцев. Анализ изотопов серебра показал, что материал мог быть добыт в рудниках Анатолии, что указывает на развитые торговые связи.

Сегодня «Коленопреклоненный бык» остается не только шедевром древнего искусства, но и ключом к пониманию духовного мира одной из древнейших цивилизаций Ближнего Востока.

Добавить комментарий