Загадка таинственного монумента Руджм эль-Хири
На земле, усеянной древними дольменами или гробницами, возникшими ещё до появления городских центров цивилизации в Месопотамии и Египте, стоит памятник, такой же древний, как Стоунхендж. Согласно местной легенде, это была «земля древних гигантов». Памятник называется Руджм эль-Хири, что означает «каменная куча дикой кошки». В последнее время он известен как Гилгал Рефаим, что на иврите означает «Колесо гигантов», что подразумевает библейскую расу великанов. Руджм эль-Хири впервые был обнаружен археологами при проведении аэрофотосъёмки после захвата Израилем Голанских высот Сирии в 1967 году. Памятник расположен в 16 км к востоку от Галилейского моря в западной части исторической Башанской равнины Голанских высот.
В 1967—1968 годах на территории проводились археологические исследования. Однако полноценные археологические раскопки были проведены только в 1987—1988 годах. Раскопки проводили Моше Кочави и Йонатан Мизрачи в рамках проекта «Земля Гешура» Института археологии Тель-Авивского университета. Руджм эль-Хири датируется периодом раннего бронзового века II (3000—2700 гг. до н. э.) и считается одним из древних крупнейших сооружений в регионе. Сооружение состоит из нескольких тысяч небольших базальтовых камней, общий вес которых составит 37500 т.
Посмотрите Руджм эль-Хири — доисторический памятник «Стоунхендж» на Голанских высотах: Каменный памятник имеет пять концентрических кругов, диаметр самого большого из них — 158 м, а стены четырёх меньших кругов становятся всё более узкими. Все стены хаотично соединены 36-ю перпендикулярно расположенными стенами меньшего размера. В центре памятника находится центральный курган или пирамида из камней (гробница), построенная из более мелких камней. Основу кургана составляет погребённый дольмен или надгробный памятник из двух камней высотой 1,5 м, которые поддерживают большой горизонтальный камень. Дольмен находится над камерой, которая соединяется с коридором длиной 3 м.
Археологи традиционно датируют это место и другие древние поселения поблизости периодом раннего бронзового века II (3000–2700 гг. до н. э.). Однако после раскопок Йосефа Гарфинкеля и Майкла Фрейкмана из Еврейского университета в Иерусалиме в 2007 году была проведена переоценка. В 2010 году Фрейкман вернулся и предположил, что курган был построен в то же время, что и кольца, а не в конце более позднего бронзового века (1550–1200 гг. до н. э.), как считалось ранее. Кольца были датированы ранним бронзовым веком на основании артефактов, найденных на этом месте.
В гробнице должны были находиться украшения и оружие, но она была разграблена. Однако в проходе археологи нашли булавку эпохи энеолита, которую, возможно, обронили грабители. После нахождения булавки Фрейкман считает, что структура должна быть датирована первоначальной постройкой в период энеолита, а курган был центральной частью кольца. Теория Фрейкмана подтверждается тем, что под двумя более поздними фазами, содержащими находки бронзового века, была обнаружена более ранняя фаза строительства. В окрестностях Руджм-эль-Хири были найдены и другие памятники эпохи энеолита, в том числе аналогичное, но меньшее по размеру каменное сооружение.
Так что же такое Руджм эль-Хири?
Существует несколько объяснений предназначения этого места:
— место поклонения для церемоний, проводимых в течение самого длинного и самого короткого дней в году;
— монументальное захоронение крупного вождя или важного лидера;
— место проведения астрономических наблюдений для расчётов, связанных с религиозными целями;
— древний календарь для сельскохозяйственных целей.
Все эти теории основаны на изучении найденных на месте артефактов. Одна теория выделяется среди остальных: она принимает во внимание археологические свидетельства, культурный контекст энеолитических обычаев, а также окружающие археологические памятники эпохи энеолита. Доктор Рами Арав, соруководитель раскопок Вифсаиды к северо-востоку от побережья Галилейского моря и профессор религии и философии в Университете Небраски, Омаха, изложил свою теорию в статье, озаглавленной «Воплощение: пища для стервятников», опубликованной в журнале Biblical Archeology Review.
По его мнению, это место использовалось как для погребальных целей, так и для «экскарнации» — процесса удаления плоти с костей умершего для помещения их в оссуарии (костяные ящики) жителями энеолита. Он описывает небольшие глиняные оссуарии, найденные сотнями на различных археологических памятниках, относящихся ко временам энеолита. В I веке до нашей эры евреи в районе Иерусалима позволяли телам умерших разлагаться до костей в течение года в погребальных пещерах, прежде чем поместить разрозненные кости в оссуарии. Что касается более ранних людей энеолита, то нет никаких свидетельств того, как им удавалось разложить тела до костей до помещения их в оссуарии.
По мнению Арава, некоторые культуры и цивилизации использовали хищных птиц, особенно стервятников, для удаления плоти с костей умерших. Он основывает это на антропологических записях об экскарнации или «небесных погребениях» во многих культурах и цивилизациях. В своей статье Арав использует в качестве примера древние зороастрийские дахмы, или «башни молчания». В этой практике стервятники использовались для поедания плоти с костей мёртвых, которые помещались на приподнятых платформах для защиты почвы от любого загрязнения разлагающимися телами.
Поскольку высота концентрических стен Руджм-эль-Хири уменьшается по направлению к центральному кургану, это позволяло стервятникам лучше видеть лежащие тела с разных мест на стенах сооружения. После обработки тел стервятниками кости помещали в оссуарии, которые выглядели как дома, миниатюрные зернохранилища или силосы. Археологи предположили, что оссуарии символизируют места хранения новой жизни, поскольку зернохранилища наполнены семенами или зерном для выращивания новых культур. По их мнению, в этой области древнего Ближнего Востока люди эпохи энеолита верили в воскрешение.
Оссуарии считались «волшебными ящиками», способными воскрешать мёртвых. Со ссылкой на исследователей Арав предполагает, что люди эпохи энеолита Леванта изначально мигрировали из древнего анатолийского региона (ныне южная Турция). Исследования материальной культуры показали поразительное сходство между энеолитическим Левантом и южной Турцией. При этом считается, что экскарнация практиковалась на юге Турции в периоды неолита и энеолита.
Один из примеров «святилища стервятников» был найден в знаменитом неолитическом городище Чаталхоюке на юго-востоке Турции. На стене святилища была нарисована фреска с изображением стервятников, парящих над обезглавленными трупами, что было истолковано как возможная сцена экскарнации. Однако, как и все теории, версия Арава — всего лишь теория — и, без сомнения, вызовет много споров и критики. Тем не менее, она интригует и не так уж неправдоподобна. Трой Оукс родился и вырос в Австралии. Он профессиональный фотограф и любит снимать красивые пейзажи Австралии. Трой также является профессиональным охотником за штормами и в настоящее время живёт в Херви-Бей, Австралия.
Поделитесь в вашей соцсети👇