Загадка золотой подвески из Малии: пчелы, осы или тайный символ природы?

Загадка золотой подвески из Малии: пчелы, осы или тайный символ природы?

 

Эта золотая подвеска была обнаружена в 1930 году в некрополе Хризола́ккос («золотая яма») в древнем минойском городе Малия на Крите. Хотя известный археолог Артур Эванс предположил, что украшение изображает пчёл, споры о том, каких именно насекомых запечатлел мастер и что символизирует их композиция, продолжаются уже почти столетие.

По данным Археологического музея Ираклиона, где хранится подвеска, её длина составляет 4,6 см, а вес — 5,5 граммов, что сопоставимо с монетой в 25 американских центов. Древний ювелир использовал несколько техник: филигрань, грануляцию, чеканку и гравировку. Музей называет этот артефакт «шедевром минойского миниатюрного искусства».

На подвеске изображены два насекомых, смотрящих друг на друга, с соединёнными головами и брюшками, а их крылья развёрнуты назад. Лапки насекомых словно удерживают ряд золотых бусин, а от крыльев и брюшек свисают три небольших диска.

Пчёлы, осы или цветы?

Некоторые исследователи считают, что украшение изображает медоносных пчёл (Apis mellifera), создающих мёд: насекомые держат соты, а во рту у них — капля нектара. «Мёд и воск играли важную роль в экономике Минойской цивилизации, а пчёлы, вероятно, имели религиозное значение», — отмечает музей.

Однако, как указала группа учёных во главе с ботаником Чарльзом Нельсоном в исследовании 2021 года, эта версия не объясняет три свисающих диска. По их мнению, диски могут символизировать плоды средиземноморского растения тордилиума апрского (Tordylium apulum), чьи круглые плоды с бугристыми краями распространены на Крите.

Если это так, то насекомые на подвеске — вовсе не пчёлы. Их удлинённые тела и характерная поза больше напоминают огромных сколий (Megascolia maculata), ос, которые опыляют цветы, обхватывая тычинки лапками и изгибая брюшко.

Несмотря на споры, все эксперты сходятся в одном: мастер, создавший подвеску, обладал невероятным мастерством. Возможно, он стремился изобразить пчёл, но вдохновлялся внешностью ос, или намеренно совместил символы природы, значимые для минойцев.

Интересно, что подобные мотивы встречаются и в других артефактах эпоги. Например, изображения насекомых, encircled цветами или фруктами, часто связывают с культами плодородия. Золото, как символ бессмертия, могло подчёркивать сакральный статус подвески — возможно, её носили жрецы или представители элиты во время ритуалов.

Современные технологии, такие как 3D-сканирование, могли бы пролить свет на детали изготовления подвески. Однако её главная ценность — не только в технике, но и в послании. Как пишут Нельсон и коллеги: «Это украшение — гимн природе Крита, где каждый элемент, от крошечной бусины до изгиба крыла, отражает гармонию между человеком и окружающим миром».

Ключевой вопрос остаётся открытым: что именно минойцы хотели передать через этот символ? Ответ, возможно, скрыт в других археологических находках, ещё ждущих своего часа под толщей критской земли.

Добавить комментарий