Загадочное пожертвование: как находка из комиссионного магазина стала учебным пособием для археологов

Загадочное пожертвование: как находка из комиссионного магазина стала учебным пособием для археологов

 

Весной 2024 года в почтовый ящик сотрудника факультета археологии Университета Саймона Фрейзера пришло необычное письмо.

Отправителем был комиссионный магазин «Thrifty Boutique» из Чиллиуока (Британская Колумбия). В отличие от множества типичных запросов об аутентификации предметов, этот был иным. Магазин хотел выяснить, являются ли переданные ему вещи (уже выставленные на продажу) подлинными древними артефактами, имеющими историческую ценность. Сотрудники рассказали, что анонимный клиент заявил: 11 колец и два медальона (хотя один, возможно, является пряжкой ремня) в витрине с ценником в 30 канадских долларов могут оказаться древними. «Thrifty Boutique» интересовала не оценка, а именно проверка их подлинности.

Разнородная коллекция

Предварительный визуальный анализ, проведенный сотрудниками факультета вместе с директором Музея археологии и этнологии Барбарой Хильден, позволил предположить, что по форме, орнаменту и изготовлению это, вероятно, древние артефакты с территории бывшей Римской империи. Их возможная датировка — поздняя античность (примерно III–VI/VII века) и/или средневековый период. Меньший медальон, судя по всему, украшен хризмой (монограммой Христа), популярной в поздней античности. Больший медальон (или пряжка) напоминает аналогичные предметы византийского периода.

Различия между предметами, указывающие на разные эпохи, делают маловероятным их происхождение из одного клада. Скорее всего, их собрал в эклектичную коллекцию неизвестный пока владелец, прежде чем передать в магазин.

Узнав, что предметы могут быть подлинными, магазин предложил передать их в музей археологии SFU. Музею пришлось тщательно взвесить, обладает ли он ресурсами и экспертизой для вечного хранения, и в итоге он согласился, увидев в этом уникальный образовательный потенциал для студентов. Официальное оформление передачи заняло более года. Мы размышляли над этическими аспектами принятия коллекции без известного провенанса (истории владения), но уравновесили это ценностью для обучения.

Этические, юридические вопросы и проблема подделок

Принимая предметы без провенанса, музеи должны следовать этическим нормам, которые предостерегают от участия в незаконном обороте культурных ценностей. Без знания происхождения практически невозможно установить, откуда артефакты изначально и не были ли они добыты незаконным путем. В данной ситуации, однако, нет четких данных даже о том, древние ли это артефакты или современные подделки. Без этого нельзя ни уведомить власти, ни начать процесс репатриации. Музей SFU имеет долгую историю этичной работы, включая возврат культурных ценностей, и если подлинность подтвердится, он будет следовать тем же принципам.

Археологические подделки, о которых мало говорят, встречаются чаще, чем кажется, и они — головная боль музеев мира. Вспомнить хотя бы глоцельскую мистификацию 1920-х во Франции или «пилтдаунского человека». Для создания убедительных подделок требуются большое мастерство, и даже научные методы не всегда дают стопроцентную уверенность.

Но копии создаются и для законных целей — туристического рынка или искусства. Музеи реплик тоже привлекают посетителей, позволяя иначе взаимодействовать с прошлым. Поэтому данное пожертвование найдет свое место в музее независимо от итоговой атрибуции.

Образовательный потенциал: новый курс

Работая напрямую с этими предметами, студенты научатся быть «археологическими детективами» и пройдут весь путь музейного исследования — от изучения провенанса до возможной репатриации, если артефакты окажутся подлинными. Обучение на основе реальных объектов демонстрирует ценность тактильного взаимодействия в эпоху повсеместного распространения искусственного интеллекта.

В сентябре 2026 года в SFU запустят специальный археологический курс, сфокусированный именно на этих предметах. Студенты будут изучать этику, провенанс и применят различные научные методы: рентгенофлуоресцентный анализ для определения элементного состава, 3D-сканирование и печать для исследований и популяризации. Их также будут наставлять профессионалы из музеев, помогая в разработке выставок и работе с публикой.

Таким образом, студенты получат редкий шанс работать с предметами из регионального контекста, пока не представленного в музее, и одновременно восстанавливать историю этих вещей, вероятно, пришедших из-за Атлантического океана.

Мы рады стать частью новой главы в истории этих загадочных предметов в Университете Саймона Фрейзера и с нетерпением ждем новых открытий об их прошлом.

Добавить комментарий