Золотая погребальная маска короля Тутанхамона: Действительно ли она предназначалась ему?
Золотая погребальная маска короля Тутанхамона уже несколько десятилетий покоряет мир, являясь символом величия Древнего Египта. Однако новые поразительные данные свидетельствуют о том, что этот культовый артефакт мог быть сделан вовсе не для мальчика-короля. Разгадка? Отверстия для сережек — и они рассказывают увлекательную историю.
Пересмотр находки Говарда Картера, сделанной в 1922 году, привел экспертов к выводу, что маска, которая, как первоначально считалось, увековечивала молодого фараона, скорее всего, была изготовлена для кого-то другого — возможно, высокопоставленной женщины или даже ребенка. Египтолог Джоанн Флетчер, выступая в документальном фильме History Hit, обратила внимание на одно критическое замечание:
«Эта маска не была сделана для взрослого мужчины-фараона. Когда сравнили золото, то обнаружили, что лицо сделано из совершенно другого золота, чем остальные части».
Более того, следы пайки указывают на то, что лицо Тутанхамона было приделано к ранее использовавшейся маске. Флетчер предположил, что первоначальным владельцем маски могла быть царица Нефертити, одна из самых загадочных фигур Древнего Египта, или другая царственная особа.
Пристальный взгляд на мастерство исполнения
Маска высотой 21 дюйм и весом 22,5 фунта украшена сложными инкрустациями из драгоценных камней и съемной золотой бородой весом 5,5 фунта. Хотя борода может показаться неотъемлемой частью маски, есть основания полагать, что она была добавлена позже, возможно, в ходе бешеных приготовлений после внезапной смерти Тутанхамона в возрасте 19 лет.
Отверстия для сережек еще больше усложняют загадку. В Древнем Египте такие украшения обычно носили женщины или дети с высоким статусом. Хотя Тутанхамон взошел на трон всего в девять лет — в возрасте, когда серьги были обычным делом, — маловероятно, что он продолжал носить их, когда повзрослел. Это несоответствие поднимает вопрос: для кого на самом деле предназначалась маска?
Теории указывают на Нефертити
Гипотеза, связывающая маску с царицей Нефертити, набирает обороты, поскольку место ее захоронения остается неустановленным. Некоторые ученые считают, что ее гробница все еще может быть скрыта под песками Египта. Если маска изначально принадлежала ей, это подчеркивает хаотичность обстоятельств, связанных с погребением Тутанхамона.
Когда молодой фараон неожиданно умер в 1323 году до н. э., чиновники, возможно, в спешке готовили его погребальную камеру, прибегая к использованию имеющихся царских артефактов. Свидетельства того, что краска внутри его гробницы была еще влажной, когда ее запечатывали, еще больше подтверждают теорию о поспешном погребении.
Трагедии и потрясения
Жизнь Тутанхамона была сопряжена с проблемами со здоровьем, включая расщелину нёба, искривление позвоночника и косолапость — болезни, вероятно, усугубившиеся в результате близкородственного скрещивания. Ученые предполагают, что он умер от малярии или травм, полученных во время аварии колесницы. Эти факторы, в сочетании с его неожиданной кончиной, могли оставить мало времени для создания индивидуальной погребальной маски.
Все усложнялось тем, что родословная его семьи была сопряжена с политическими и социальными потрясениями. Анализ ДНК позволяет предположить, что отец Тутанхамона мог жениться на собственной сестре, что было распространено среди египетских королей, но несло в себе значительные генетические риски.
Последние открытия, касающиеся маски короля Тута, заставляют нас пересмотреть давно устоявшиеся представления об одном из самых знаменитых артефактов истории. Независимо от того, украшала ли маска первоначально царицу Нефертити или другую царственную особу, ее история подчеркивает богатство и сложность древнеегипетской культуры.
Пока археологи и историки продолжают разгадывать тайны жизни и смерти Тутанхамона, ясно одно: золотая маска остается непреходящим свидетельством мастерства и интриг древнего мира.
Вопрос о настоящем владельце золотой маски короля Тутанхамона продолжает интересовать археологов и историков. Недавние исследования заставляют задуматься о том, как часто в древности использовались уже существующие артефакты для новых погребальных ритуалов. Это поднимает важные вопросы о практике вторичного использования, давая понять, что в традициях Древнего Египта было место не только для величия и роскоши, но и для готовности адаптироваться к обстоятельствам.
Учитывая предположения о том, что маска могла принадлежать Нефертити или другой царственной личности, стоит обратить внимание на культурное значение этих артефактов. Маски выполняли не только эстетическую функцию, но и были важными связующими элементами с загробным миром, служа символами статуса и власти.
Таким образом, история золотой маски говорит о многослойности древнеегипетской культуры, ее ритуалах и социальных структурах. Каждое новое открытие добавляет штрихи к портрету цивилизации, которая продолжает вызывать восхищение и исследование даже спустя тысячи лет. В конечном итоге, загадка маски остается неотъемлемой частью богатого наследия Древнего Египта.
Поделитесь в вашей соцсети👇