Золото Византии: Ювелирное искусство как символ власти и веры

Золото Византии: Ювелирное искусство как символ власти и веры

 

В ранние века Византийской империи было модно создавать ожерелья, браслеты, пояса и кольца из золотых монет, чтобы демонстрировать своё богатство, власть и связь с императором. Этот пектораль, или шейная гривна, найденный в Египте, но, вероятно, созданный в Константинополе, является, по словам Стефани Карузо, ассистента куратора Чикагского института искусств, «одним из самых замысловатых золотых украшений, дошедших до нас с середины шестого века».

Сегодня этот золотой пектораль хранится в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Чтобы создать это украшение, четырнадцать золотых монет и два золотых диска были закреплены в ажурной золотой оправе и припаяны к изогнутой золотой трубке. Вес пектораля составляет около 340 граммов, а его диаметр — примерно 24 сантиметра. Изначально к его нижней части был подвешен медальон, который сейчас находится в коллекции Национального музея азиатского искусства Смитсоновского института.

По обе стороны от большого центрального диска расположены семь золотых монет, известных как «солиды», и одна монета «тремисс», равная трети солида. Эти чистые золотые монеты были введены в обращение в последние дни Римской империи и чеканились на монетном дворе в Константинополе. Каждый солид (от которого произошли французский «су» и итальянские «сольди») содержал 4,45 грамма золота, что эквивалентно примерно 580 долларам США сегодня.

Византийцы, которые могли позволить себе вывести монету из оборота, иногда превращали солид в кулон, просто припаяв к нему петельку или просверлив отверстие. Однако многие монеты вставлялись в гораздо более сложные оправы, что позволяло владельцу визуально подчеркнуть свою связь с императором и, согласно историческим хроникам, защититься от неудач, так как монеты часто использовались в качестве талисманов.

Все золотые монеты в пекторале из Метрополитен-музея являются относительно редкими, отмечает Карузо; в повседневных расчетах чаще использовались бронзовые и серебряные монеты. Все они были отчеканены между IV и VI веками, а это значит, что для создания украшения кто-то использовал коллекцию монет, охватывающую более 200 лет. Большой золотой диск в центре не является официальной монетой, но он был изготовлен так, чтобы имитировать её, с фигурой императора и поддельной надписью. На оборотной стороне диска изображено олицетворение города, возможно, Константинополя, вместе с христианским крестом.

Отсоединенный медальон, хранящийся в Смитсоновском институте, содержал официальную памятную монету, выпущенную Феодосием I — последним императором единой Римской империи перед её разделом на Восточную и Западную.

«Наличие официально отчеканенного медальона в украшении из Метрополитена позволяет предположить, что этот пектораль принадлежал не просто богатому человеку, а кому-то, связанному с императорским двором», — пишет Карузо. Византийская иконография указывает на то, что пекторали часто носили военные, поэтому это украшение могло принадлежать, например, телохранителю императора.

По словам Карузо, главный смысл этого сложного золотого ожерелья заключался в том, чтобы «утвердить элитный статус владельца и его прямую связь с императорским двором, одновременно обеспечивая защиту от несчастий».

Этот великолепный артефакт — не просто сокровище, а сложный исторический документ. Он рассказывает о мире, где власть, вера и магия были неразрывно связаны. Ношение на груди портретов императоров и христианской символики было актом политической лояльности и духовной защиты. Каждая монета в его составе — это застывший момент истории, а их объединение в единое целое символизирует преемственность и стабильность империи, столь важную в эпоху потрясений и перемен.

Подобные открытия позволяют нам не просто восхищаться мастерством древних ювелиров, но и заглянуть в мировоззрение людей далекой эпохи, для которых красота, статус и вера сливались в сиянии золота.

Добавить комментарий