Что на самом деле происходит после смерти?

Разумно предположить, что психический процесс, который мы называем физической смертью, «делает бессознательное более сознательным», поскольку устраняет источник замутнения, а именно эгоическую петлю. В конце концов, физическая смерть — это частичный образ процесса распутывания эгоической петли.
Поэтому разумно ожидать, что она заставит нас вспомнить все то, что мы уже знаем, но не можем вспомнить. С точки зрения эго, это может показаться получением всевозможных новых ответов. Но по сути это не добавит уму никакого оригинального понимания.
Ощущение новизны здесь — всего лишь иллюзия эго, проходящего через растворение. Когда эго исчезнет и все вспомнится, чувство новизны исчезнет. Можно представить себе, что происходит, когда мы внезапно пробуждаемся от напряженного ночного сна: на несколько секунд мы с удивлением вспоминаем, кто мы есть на самом деле и что происходит на самом деле («О, это сон! Моя реальная жизнь — это нечто другое!»).
Находясь наполовину во сне, мы воспринимаем это воспоминание как новое знание о себе и о том, что происходит на самом деле. Но ощущение новизны быстро проходит, как только мы возвращаемся в обычное сознательное состояние.
В конце концов, мы просто продолжаем знать то, что уже знали, но просто забыли, находясь во сне. Единственной истинной новизной является опыт сна, а не то, что мы помним после пробуждения. Таким образом, возможно, жизнь и смерть полностью аналогичны сну и пробуждению, соответственно.
Вопрос, конечно, в том, полностью ли исчезает саморефлексивное сознание после физической смерти. Это зависит от топографических и топологических деталей психической структуры человека, которые не известны. Если эго — единственный контур в психической структуре человека, то физическая смерть действительно устраняет всякую саморефлексию.
Но можно предположить, что психическая структура подразумевает под эгоическим контуром некий глубинный, частичный, не очень плотно закрытый контур. Я говорю это потому, что многие околосмертные переживания, похоже, предполагают, что определенная степень саморефлексии и личной идентичности выживает после смерти. В этом случае эго будет представлять собой плотную петлю, расположенную на вершине другой частичной петли.
Если предположить, что физическая смерть влечет за собой растворение только верхней эгоической петли, то наше осознание «упадет» обратно на нижележащую частичную петлю, сохраняя определенную степень саморефлексии. В результате мы получили бы больший доступ к «бессознательному» — благодаря меньшей замутненности, — но при этом сохранили бы чувство отдельной идентичности. Это, конечно, весьма спекулятивно.
Даже если эго — единственный контур в нашей психической структуре, остается еще один интересный путь для спекуляций относительно сохранения формы идентичности в состоянии после смерти. Карл Юнг в конце своей жизни сравнивал физическое тело с видимой частью растения, когда оно вырастает из земли весной.
Ядро личности он считал корнем (корневищем), который остается невидимым под землей. Юнговскую аналогию можно очень просто перенести на мембранную метафору: корень — это глубинный выступ, который соответствует «личному бессознательному». Этот выступ, как мы можем предположить, остается практически невидимым в обычной консенсусной реальности, потому что его вибрационный «след» на более широкой мембране в значительной степени отфильтровывается эго.
Физическое тело, которое мы видим, может соответствовать лишь небольшой части этого выступа, а большая его часть остается невидимой. Эго находится в видимой части растения, которое поднимается весной и умирает зимой. Его частичный образ в обычной консенсусной реальности — замкнутые нейронные процессы в мозге.
Физическая смерть, как таковая, не обязательно влечет за собой полное растворение основного выступа, но, возможно, только некоторых периферийных его частей, вместе с эгоическим контуром. На протяжении всей жизни эгоические переживания могут просачиваться — через резонанс — в «личное бессознательное» и накапливаться там. Таким образом, наша личная история — ключевой элемент нашей индивидуальности — может в значительной степени пережить и смерть.
Если это так, то физическая смерть может вернуть нас в мир «личного бессознательного»: мир наших воспоминаний и снов. Но при этом может исчезнуть саморефлексивное сознание, и мы погрузимся в сон, не имея возможности критически осмыслить происходящее; не имея возможности задавать вопросы типа «Что происходит? Как я здесь оказался?» Возможно, мы просто заново проживаем свои воспоминания и путешествуем по своему собственному сновидческому ландшафту, преодолевая время, пространство и даже логику.
Среди всех этих спекуляций, я думаю, только одно можно утверждать с большой уверенностью: физическая смерть не влечет за собой конец сознания, поскольку сознание — это ткань всего существования. Кроме того, разумно ожидать, что физическая смерть уменьшает саморефлексию и, таким образом, увеличивает наш доступ к содержимому «бессознательного» благодаря меньшей замутненности. Последний пункт — еще один ключ к полезности обычной жизни: она дает нам повышенную способность к саморефлексии по поводу существования и нашего положения в нем.
Тем не менее, именно эта способность к саморефлексии обеспечивает нам возможность учиться, расти и развиваться в процессе жизни. Жизнь, как камертон, подстраивает наш внутренний мир, когда мы сталкиваемся с вызовами и обретем важные уроки, которые впоследствии могут облегчить наше понимание бытия, даже когда физическая форма перестает существовать.
Каждое взаимодействие, каждая эмоция, каждая мысль – это не просто нечто мимолетное. Они становятся частью ткани нашего сознания, оставаясь в памяти как следы, которые будут определять дальнейшее восприятие действительности. Можно иронично заметить, что именно эго, хотя и исказило многие аспекты нашего восприятия, также и служит ключом к самопознанию. Оно подарило нам дары индивидуальности, но взамен требует постоянного внимания и заботы.
Процесс физической смерти можно рассматривать не только как конец, но и как возможность освобождения от оков эго, освобождаясь от бремени постоянного самоосуждения или самовосхваления. Если бы мы могли сосредоточиться на этой идеи во время жизни, возможно, мы смогли бы воспринимать время как непрерывный поток, который не ограничен лишь физическим существованием.
Представьте, что мы не просто смеемся или плачем, а проходим через каждый эмоциональный оттенок без страха. Признание того, что все чувства, мысли и переживания – это временные явления, возможно, сделает нашу жизнь более осознанной и насыщенной. Каждый акт саморефлексии не просто осознанная мысль; это акт, способный изменить наше отношение к существованию и, потенциально, наш опыт после смерти.
Идя дальше по этому пути, мы можем исследовать, как различные культуры интерпретируют последствия физической смерти. Буддизм побуждает своих последователей смотреть на смерть как на иллюзию, в то время как христианство утверждает надежду на вечную жизнь. Все эти взгляды могут быть соединены общей нитью: понимание конечности нашего существования способствует глубинному осмыслению вашего места в этом мире.
Таким образом, умирает не само сознание, но, возможно, лишь тот фактический опыт, который мы привыкли считать собой. Если разложить этот мысленный процесс на составляющие, можно увидеть, что как только мы гармонизируем свою внутреннюю натуру, осознавая взаимосвязь всего сущего, смятение эго становится не более чем мерцающим светом вдалеке.
Может быть, именно с этим светом, который ведет нас через мрачные туннели нашего существования, мы и встретились уже не одно десятилетие – и, возможно, встречаемся вновь и вновь, до самой физической смерти. В этом контексте умирание становится не концом, а возвращением к источнику – к изначальной сущности нашего «Я», без помех и иллюзий.
Так что, возможно, в конечном счете, наша конечность открывает дорогу к более глубокому пониманию, к более широкому восприятию существования. В этом контексте смерть является не врагом, а учителем, который может показать нам все богатство и многообразие жизни, осветив путь к познанию своего истинного «Я».
Поделитесь в вашей соцсети