Цветные мечты: в чем разница?
Мы мечтаем каждую ночь, но часто не можем вспомнить эти мечты. Некоторые утро мы вспоминаем яркие детали, а в другие дни лишь смутные очертания. Но что насчет цвета? Мечтают ли большинство людей в цвете или в черно-белом варианте?
Кто-то может удивиться, узнав, что этот вопрос вызывает споры. Современные исследования показывают, что телевидение и фильмы значительно влияют на наше восприятие сновидений и на то, что мы можем запомнить, когда просыпаемся.
«Поскольку мы привыкли к цветным медиа, мы думаем, что и мечты должны быть похожи на просмотр фильма или видеоролика на YouTube», — говорит Эрик Швитцгебель, профессор философии в Университете Калифорния, Риверсайд. «Эти вещи цветные, поэтому мы склонны предполагать, что и мечты тоже».
Однако это не всегда было так. До 1960-х годов исследователи считали, что люди в основном видят черно-белые сны, и опросы подтверждали эту гипотезу. Небольшое исследование 1942 года показало, что 70,7% опрошенных студентов редко или никогда не видели цвет в своих снах. Спустя почти 60 лет Швитцгебель снова задал студентам тот же вопрос, и результаты резко изменились: менее 20% студентов сообщили, что редкие или никогда не видят цвет в своих снах.
Другие недавние исследования подтвердили подобные результаты. Ученые обнаружили, что люди, родившиеся до появления цветного телевидения и кино, гораздо чаще сообщали о черно-белых снах, чем те, кто родился позже. Это свидетельствует о том, что то, как мы интерпретируем свои мечты, зависит от типов медиа, которые мы потребляем.
Развлечения — не единственный фактор. Многое из того, что мы запоминаем из своих ночных сновидений, связано с тем, насколько точно мы их помним и какие детали запоминаются лучше всего.
«Сны определяются как субъективные переживания во время сна, и единственный способ, которым мы можем к ним добраться, — это если человек вспоминает их после пробуждения», — говорит Майкл Шредл, заведующий лабораторией сна в Центральном институте психического здоровья в Германии. «Основная проблема: насколько хорошо вы запоминаете?»
Так же, как и в бодрствующей жизни, цвета объектов могут быть достаточно незаметными, если они соответствуют нашим ожиданиям. Например, желтый банан во сне вряд ли оставит о себе неизгладимое впечатление. Однако, если во сне появится неоново-розовый банан, это может произвести большее впечатление.
Важно также, что если определенный цвет имеет значение для человека, он может запомнить его лучше.
«Если цвет имеет какое-то особое значение для человека в его бодрствующей жизни, то этот цвет может указывать на что-то», — говорит Шредл.
Тем не менее, Швитцгебель argues, что вопрос о том, мечтаем ли мы в черно-белом или цвете, может быть изначально ошибочным. Когда мы представляем сцену, где цвета не важны, наше умственное изображение может быть не черно-белым или цветным; возможно, это просто размытое, «неопределенное» изображение. Или, возможно, то, что мы запоминаем утром, слегка отличается от того, что мы видели во сне, и формируется больше из предположений, чем из памяти. Сны могут быть менее визуальным, киношным опытом, чем мы предполагаем. Скорее всего, наше потребление медиа влияет на то, как мы вспоминаем наши сны.
«Многие люди не могут толком понять, что означает для сновидения быть ни цветным, ни черно-белым», — говорит он.