Древние тайны: Как в Египте определяли беременность и почему мужчины брали выходной из-за месячных

Древние тайны: Как в Египте определяли беременность и почему мужчины брали выходной из-за месячных

 

В процессе эволюции череп человека увеличился, а переход к прямохождению сузил родовые пути — это сложное и опасное сочетание привело к тому, что для успешных родов нам практически всегда требуется помощь: от эмоциональной поддержки до медицинского вмешательства, включая лечение таких угрожающих жизни состояний, как высокое давление, разрыв матки и послеродовое кровотечение. От времён, предшествовавших появлению письменности, до нас дошли изображения беременности и плодородия, но о том, как тогда воспринимали и вели беременность и роды, известно очень мало.

В одном из древнейших медицинских текстов, «Кахунском гинекологическом папирусе» (около 1825 г. до н.э.), содержится 34 параграфа советов, большинство из которых современные врачи никому бы не рекомендовали. Практически любая женская болезнь в нём диагностируется как «недуг матки». К примеру, женщину, «чьи глаза болят так, что она не может видеть, и у которой болит шея» (симптомы, весьма напоминающие мигрень), лечили от «истечений матки в её глазах». Лечение включало окуривание благовониями и свежим маслом, окуривание самой матки и глаз гусиным жиром, а также предписание «съесть свежую печень осла».

Лишь в одном случае, похожем на пролапс, диагноз верно указывал на проблемы с маткой. Лечили это возлиянием масла, though на какую именно часть тела — не уточняется. Папирус также содержит, возможно, первый в мире тест на беременность: женщине предлагалось перед сном поместить во влагалище зубчик чеснока. Если на следующее утро изо рта чувствовался чесночный запах, это сулило благополучную беременность. Если нет — outcome был неутешительным.

Однако самые intriguing свидетельства приходят не из медицинских трактатов, а из записей писцов рабочего посёлка Дейр-эль-Медина. В период правления Рамсеса II (1279–1213 гг. до н.э.) велись скрупулёзные учёты absenteeism, и среди причин отсутствия на работе значится загадочный термин «hsmn» — менструация. За 280 дней 10 видных работников взяли «больничный» по этой причине. Поскольку мужчины не menstruate, это кажется абсурдом. Разгадка кроется в более подробной записи писца Кенхихопшефа: он отсутствовал, потому что «у его жены были месячные». That winter мастер Неферхотеп также взял отгул из-за menstruation своей дочери.

Долгое время historians считали, что это свидетельствует о представлениях о «нечистоте» menstruating женщины, которые могли запрещать им мужьям появляться на священной работе в Долине Царей. Однако более вероятно, что причина была иной. Мужчины或许 assert своё право не «приносить работу домой». Их труд был связан со смертью и загробным миром, и принести эту энергию в дом, где женщина (менструирующая или беременная) считалась особенно уязвимой, могло быть опасным табу. Это могла быть не изоляция женщины, а защита её мужем от внешних risks.

Но самым удивительным открытием древнеегипетской медицины по праву считается первый в истории достоверно известный тест на беременность, описанный в Берлинском медицинском папирусе (около 1350 г. до н.э.). В нём говорится: «Пусть женщина поливает ячмень и пшеницу своей мочой каждый день вместе с финиками и песком в двух мешках. Если они оба прорастут, она родит. Если прорастёт ячмень — это будет мальчик. Если прорастёт пшеница — девочка. Если ни то, ни другое не прорастёт, она не родит вовсе».

  • Научное подтверждение. Удивительно, но этот древний метод был проверен в 1963 году и показал точность около 70% в определении самой беременности (хотя предсказание пола, разумеется, не подтвердилось). Последующие эксперименты, вплоть до 2018 года, лишь укрепили этот результат, показав эффективность в 70-85% случаев. Учёные полагают, что дело в повышенном уровне эстрогена в моче беременных женщин, который может стимулировать прорастание зёрен.
  • Наследие Peseshet. Фигура Песешет, «Надзирательницы женских врачей», говорит о существовании в Древнем Египте formalized женской медицины. Она была не деревенской знахаркой, а высокопоставленным профессионалом, что опровергает стереотипы о полном доминировании мужчин в медицине древних цивилизаций. Её подчинённые, вероятно, были акушерками и гинекологами своего времени, чьи знания передавались изустно и чей практический опыт, увы, почти не дошёл до нас через призму мужских медицинских текстов, склонных к мистическим объяснениям.
  • Вывод. Таким образом, древнеегипетские источники открывают нам сложную и неоднозначную картину. С одной стороны, мы видим наивные и порой опасные медицинские практики, основанные на идее «блуждающей матки». С другой — поразительно точные эмпирические наблюдения, строгий учёт и зарождение доказательного подхода, пусть и в такой необычной форме. Эти тексты — бесценное напоминание о том, что поиск знаний о женском здоровье и стремление контролировать рождение новой жизни были одними из главных двигателей науки с самых древних времён.

Добавить комментарий