Почему призраки носят одежду, а не появляются в обнаженном виде
ShЭйн МакКоррестин: Когда вы думаете о призраке, что приходит вам на ум? Отвратительный, заплесневелый листок? Зловещая груда сверхъестественных доспехов? Или зловещий джентльмен в строгом викторианском костюме?
В 1863 году Джордж Круикшанк, карикатурист и иллюстратор романов Диккенса, объявил об «открытии», касающемся разнообразной внешности призраков. Не похоже, писал он:
«Никто никогда не задумывался о грубой нелепости и невозможности существования таких вещей, как призраки в одежде… Призраки не могут, не должны, не смеют, ради приличия, появляться без одежды; а поскольку призраков или духов одежды быть не может, почему же тогда выходит, что призраки никогда не появлялись и никогда не смогут появиться».
Почему призраки не обнажены? Это был ключевой философский вопрос для Крукшенка и многих других жителей викторианской Британии. Действительно, истории о голых или лишенных одежды призраках, особенно вне фольклора, чрезвычайно редки.
Скептики и любители привидений с удовольствием размышляют о том, как именно призраки могут иметь форму и силу в материальном мире. Из какого материала они могут быть сделаны, что позволяет им разделять нашу плоскость существования, во всей ее обыденности?
Образ призрака как фигуры в белом покрывале или погребальном саване сохраняет свой культовый статус на протяжении сотен лет, поскольку предполагает преемственность между трупом и духом.
Главная социальная роль призрака до нового времени заключалась в том, чтобы нести живым послание из-за могилы, поэтому связь с погребальными одеждами вполне логична. Это можно увидеть в средневековом тропе о трех живых и трех мертвых, где некоторые охотники встречают свои будущие скелетные трупы, завернутые в белье, с напутствием помнить о смерти.
Однако к середине XIX века, когда спиритизм и ранние формы психических исследований распространились по всему западному миру, люди стали сообщать о том, что видят призраков, одетых в повседневную и современную одежду.
Это создало проблемы для тех, кто был заинтересован в исследовании реальности призраков. Если призрак был объективной реальностью, почему он должен был носить одежду?
Если догматы спиритизма верны, то не должна ли душа, вернувшаяся на землю, быть сформирована из света или какой-то другой формы бесплотной субстанции? Были ли одежды духов также духовными, и если да, то разделяли ли они их сущность или были сами по себе призраками одежды?
Можно занять идеалистическую позицию и сказать, что одежда — это метафизическая идея, связанная с бессмертной личностью владельца — личность призрака означает нечто большее, чем просто явление душевной силы.
Другое объяснение заключалось в том, что охотники за привидениями одевают призрака автоматически, посредством бессознательных процессов. И поэтому мы видим призрака в его обычной одежде, потому что такова наша мысленная картина, и такой выбор одежды с наибольшей вероятностью вызовет узнавание.
Критик и антрополог Эндрю Лэнг провел сравнение между сновидениями и видением призраков в 1897 году, когда заявил, что:
«Мы не видим людей обнаженными, как правило, во сне; и галлюцинации, будучи снами наяву, подчиняются тому же правилу. Если призрак открывает дверь или поднимает занавеску на наших глазах, это тоже лишь часть иллюзии. Дверь не открывалась, занавеска не поднималась… Это было создано так же, как если загипнотизированному пациенту сказать, что «его рука обожжена», то его фантазия породит настоящие волдыри».
Для Лэнга одежда призраков была тем, из чего состоят сны. То, что призраки одеваются, но не раздеваются, похоже, отражает распространенную мораль о призраках, согласно которой большинство духов XIX века считались дезинфицированными и целомудренными. Странное предположение Ланга о том, что в снах нет наготы, перекликается с этим.
Вопрос о духах
Мода и одежда играли центральную роль в идентификации класса, пола и рода занятий в викторианскую эпоху. Призраки слуг, казалось, были особенно привязаны к своей одежде, а не к лицам или голосам — эта тема прослеживается в некоторых отчетах о призраках, присланных в журнал The Strand в 1908 году.
Здесь наблюдатель за призраками сообщил, что видел «фигуру, в которой не было ничего сверхъестественного, просто служанку в светлом хлопковом платье… и в белом чепце… Вся фигура имела общий вид горничной, так что именно о ней я и подумал. Она ничуть не походила на кухарку, которая одевалась в гораздо более темные хлопковые платья».
Одежда идентифицирует людей и делает их способными к репрезентации — нагота нарушает этот способ мгновенной категоризации человека.
Вопрос об одежде призраков интересен для историков сверхъестественного, потому что, как свободная нить, потянув за нее, можно распутать некоторые предположения о материи в спиритизме. Сохраняют ли призраки травмы или увечья, постигшие их при жизни?
А как насчет эротической плотскости духов — прикосновений и поцелуев между живыми и мертвыми в комнате для спиритических сеансов и «эктоплазмы» (похожей на марлю духовной субстанции), фотографически выходящей из отверстий медиумов? Могут ли живые вступать в сексуальные отношения с призраками?
Подобные запутанные дебаты не исчезли в XXI веке. Действительно, «спектрофилия», или любовь к призракам, — фетиш, который сегодня является оживленной темой для дебатов в Интернете. Еще один поворот винта в долгой истории того, как духи имеют значение в мире живых.
Шейн МакКоррестин, читатель по истории культуры, Ньюкаслский университет
Эта статья перепечатана с сайта The Conversation по лицензии Creative Commons. Прочитать оригинал статьи.
Поделитесь в вашей соцсети👇