Странная история Клэрвиуса Нарцисса
Зомби захватили дух культурного времени в последние годы. Они стали монстром из фильмов ужасов, доминирующим в средствах массовой информации, от видеоигр до рекламы и телешоу.
Даже правительство поддержало эту идею, используя это явление как способ повышения готовности к стихийным бедствиям. Дошло до того, что есть некоторые, кто всерьез полагает, что вспышка зомби, подобная тем, что видели в фильмах, может произойти в реальности.
Однако это не означает, что зомби в каком-то смысле не настоящие. Феномен современной зомби-культуры восходит к классическому фильму категории B 1968 года Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов». В малобюджетном фильме изображена орда «упырей», которых в фильме ни разу не называли зомби, нападающих на несчастных жертв, оказавшихся в ловушке в сельском фермерском доме.
Хотя считается «Ночь живых мертвецов» был первым современным фильмом о зомби, но это не был первый фильм о зомби. Эта честь достается фильму Universal pictures 1932 года «Белый зомби», в котором Бела Лугоши в главной роли играет колдуна с конюшней, полной зомби-вуду, чтобы выполнять его приказы.
Этот фильм был голливудской интерпретацией давней гаитянской народной традиции, где бокоры или знахари используют черную магию, чтобы поработить души жертв. Феномен зомби-вуду это далеко не просто суеверие, он был и может оставаться вполне реальностью на Гаити, где, как говорят, мертвые ходят среди живых.
Клэрвиус Нарцисс, современный зомби?
30 апреля 1962 года мужчина по имени Клэрвиус Нарцисс попал в больницу Альберта Шайтцера в Дешапеле, Гаити. Перед визитом в больницу Нарцисс страдал от лихорадки и болей в теле, но переломным моментом стало то, что он начал откашливаться с кровью. После поступления в больницу состояние Нарцисса резко ухудшилось.
Он начал страдать от множества симптомов: отека легких, переохлаждения, затрудненного дыхания, гипотонии и проблем с пищеварением. В какой-то момент его губы посинели, и он сообщил, что все его тело покалывало.
Ко 2 мая Нарцисс был объявлен мертвым, доктора были сбиты с толку внезапным быстрым ухудшением состояния мужчины. Его старшая сестра опознала его тело, и на следующий день Клэрвиуса Нарцисса похоронили, по крайней мере, так думала семья Нарциссов.
Восемнадцать лет спустя Нарцисс был обнаружен его сестрой Анджелиной на деревенском рынке, когда он подошел к ней, заявив, что он ее давно умерший брат. Он назвал себя детским прозвищем, неизвестным за пределами близких семейных кругов, и последующее расследование с помощью семьи Нарцисс доказало, что человек, называющий себя Клэрвиусом Нарциссом, знал о семье другие вещи, неизвестные посторонним.
Во всех смыслах и целях, человек, претендующий на звание Клавиуса Нарцисса, действительно был тем, кем он себя назвал. Его история была странной и шокирующей: он утверждал, что был превращен в зомби.
Дикая история
По словам Нарцисса, он был в сознании, но не мог пройти через все испытания, когда его объявили мертвым, поместили в мешок для трупов и даже во время его похорон. Некоторое время спустя Нарцисс утверждал, что его выкопали из могилы бокор и его помощники, которые избили его до бессознательного состояния и доставили на сахарную плантацию.
Попав на плантацию, несчастный Нарцисс и другие зомби трудились от восхода до захода солнца, останавливаясь только на одну небольшую трапезу в день. На этот раз он прошел в сонном состоянии, и его воспоминания о двух годах, проведенных на плантации, были расплывчатыми. Его тюремное заключение подошло к концу, когда один зомби восстал и убил бокора мотыгой. Освободившись от рабства знахаря, зомби сбежали.
Нарцисс скитался по сельской местности Гаити следующие 16 лет, безуспешно пытаясь связаться со своей семьей. Он вернулся домой только после смерти своего брата, полагая, что его брат несет ответственность за это испытание.
Магия Бокоров
Легко отклонить дикую историю Клэрвиуса Нарцисса как мошенничество, но поступить так — значит продемонстрировать серьезное непонимание как человеческой психологии в целом, так и гаитянской культуры в частности. Вера в зомби возникла на Гаити примерно пятьсот лет назад и происходит от гораздо более древних африканских духовных верований.
Слово зомби происходит от слова Нзамби, что означает «дух мертвого человека». Эта сложная фольклорная традиция была перенесена на Гаити с рабами, смешавшись с католическими верованиями и другими фрагментами духовных традиций, чтобы стать вуду.
Гаитянские рабы, воспитанные в этой среде в 1600-х годах, верили, что после смерти их дух вернется в идеализированную Африку, но те, кто покончили жизнь самоубийством, чтобы избежать ужасов рабства, станут зомби, пойманы в ловушку нежити и связаны еще более ужасной формой рабство, чем то, что они претерпели в жизни.
После Гаитянской революции 1804 года французы были изгнаны из страны, и рабству, которое практиковалось более 200 лет, пришел конец. Однако практика отбрасывала длинную тень, манифест в обновленном фольклоре зомби, где вуду бокор занял видное место, став теми, кто оживлял трупы своей магией и использовал их в качестве рабского труда. В некотором смысле рабство под властью французов оставило неизгладимый отпечаток в душе Гаити, давнишний страх, который нашел свое выражение во всепроникающей вере в зомби.
Это культурная среда, в которой вырос Клэрвиус Нарцисс. Он знал бы, что такое зомби и что значит быть заклейменным как зомби; а именно, чтобы его назвали социальным изгоем и изгоем. У него не было бы причин лгать о своих переживаниях. Если исключить возможность мошенничества, то тревожное объяснение этой странной истории состоит в том, что в рассказах о зомби вполне может быть что-то.
Когда доктор Натан Клайн, психофармаколог, услышал об этом случае, он попытался подтвердить, что Нарцисс был тем, кем он утверждал, и, доказав это, продолжил попытки выяснить, что произошло. Он отправил аспиранта Гарварда Уэйда Дэвиса на Гаити, чтобы выяснить, какое вещество бокоры использовали для создания своих слуг-мертвецов.
Порошок зомби и дурман: ингредиенты для зомбификации
Дэвис смог получить образцы порошка зомби из нескольких бокоров. Их рецепты были разными, но неизменными были три ингредиента: измельченные человеческие кости, растения с раздражающими волосками и сушеный иглобрюх.
Кости и волоски растений должны были раздражать кожу жертв, заставляя их царапать и открывать небольшие раны, которые заставляли активный ингредиент порошка попадать в их кровь. Активным ингредиентом считается тетродотоксин, смертельный яд, который содержится в коже и органах иглобрюхих.
Яд в пятьсот раз более мощный, чем цианид, блокирует нервную передачу, вызывая те же симптомы, что и Клэрвиус Нарцисс в больнице в тот день, когда его объявили мертвым. В зависимости от дозировки он также вызывает состояние паралича, которое трудно отличить от фактической смерти. Однако во время испытания жертва полностью осознает себя.
Порошок зомби вдували в лицо жертвы или наносили на кожу открытых ран. Иногда из-за разницы в количестве тетродотоксина между отдельными рыбами-иглобрюхами требовалось несколько применений для получения желаемого эффекта. В этих случаях порошок можно было незаметно подсыпать в одежду жертвы.
Как только жертва впадает в парализованное состояние и заживо похоронена, бокор идет к могиле и выкапывает «труп», который, возможно, получил некоторое повреждение мозга из-за кислородного голодания и, безусловно, перенес психологическую травму в течение всего периода жизни. суровое испытание.
Эти факторы могут сделать недавно обнаруженного зомби более податливым, но верный следующий шаг для бокора — накормить своего нового слугу-нежить пастой из сладкого картофеля, тростникового сиропа и дурмана, зомби-огурца.
Дурман содержит атропин и скополамин, галлюциногены, которые вызывают различные психологические эффекты, такие как спутанность сознания, психоз и амнезия. Галлюциногенный напиток держит жертву податливой воле бокора. Чтобы лишить зомби силы и воли, их кормят бессолевой диетой.
Зомбификация: окончательное наказание?
Гаитянский фольклор утверждает, что бокоры использовали своих зомби в качестве рабов для выполнения бесплатного труда на своих плантациях. Однако из людей, которые проходят через зомбификацию, вряд ли получится лучший ручной труд. Многие из них были бы более или менее овощами, в зависимости от того, как долго они пробыли под землей, а те, кто этого не делал, страдали от воздействия дурмана и вполне могли быть в своем уме.
Из рассказа Нарцисса ясно, что бокоры извлекали физическую рабочую силу из своих рабов, но, учитывая высокий уровень безработицы на Гаити, то и сейчас (и сейчас) дешевая рабочая сила, не страдающая от последствий зомбификации, не была в дефиците. Если это так, то у превращать кого-то в зомби было мало экономических стимулов. Если бы это было так, зомби производились бы массово.
Мотивация к созданию зомби, отнюдь не по экономическим причинам, проистекает из социальных норм гаитянской культуры. Уходя корнями в древние воспоминания об ужасах рабства, стать зомби — значит стать абсолютным рабом.
Это значит буквально потерять себя и стать автоматом из плоти по мановению и зову другого. Зомби созданы не для создания рабочей силы, а для наказания тех, кто нарушает социальные нормы. Это высшее наказание для тех, кто отказывается играть по правилам общества.
Хорошим примером этого является сам Клэрвиус Нарцисс. Из-за его экстраординарной истории естественно видеть его в сочувственном свете, но те, кто знал Нарцисса до его безвременной смерти, вероятно, не разделяли бы этого чувства. С Нарциссом было сложно иметь дело, мягко говоря.
Он регулярно ругался с членами семьи. Он рождал детей вне брака и отказывался нести за них ответственность. Он стал богатым за счет других. В своей деревне ему очень завидовали за то, что был одним из первых, кто модернизировал свой дом с соломенной крыши до жестяной.
Ничто из этого само по себе не требовало наказания в виде зомбификации, но его самое серьезное нарушение произошло, когда он отказался отдать свою долю семейной земли своему брату, который пытался содержать семью.
Гаитяне, живущие в островном государстве, которое исторически полагалось в основном на сельское хозяйство для поддержки себя, очень серьезно относятся к вопросам, связанным с правами на землю. Они могут быть буквально жизнью или смертью для семьи, которая не может получить доступ к земле, необходимой для самообеспечения. Итак, когда Нарцисс отказался отдать свою землю нуждающемуся брату, он перешел черту, и его наказание должно было превратиться в зомби.
Зомби: феномен Гаити
Из истории Клэрвиуса Нарцисса и других ясно, что феномен зомби очень реален на Гаити. Однако это не означает, что зомби-фобам еще нужно прятаться в своем бункере зомби-апокалипсиса.
Зомби на Гаити происходят из глубоко укоренившейся культурной системы, выросшей из ужасов рабства и колониализма. Это продукт психики гаитян и смесь культурных, духовных и религиозных влияний, которые соединились в крошечной островной стране.
Короче говоря, зомби могут случиться только на Гаити. Конечно, введение американцу тетродотоксина, а затем введение им дурмана вызовет медицинские эффекты, отмеченные ранее в статье, но без взросления в культурном контексте Гаити эффекты будут ограничены их физическими и психологическими компонентами.
Им не хватало бы духовных и социальных коннотаций, которые они имеют для человека, воспитанного в культуре, который глубоко и искренне верит в зомби. Для Клэрвиуса и других бедняков, ставших жертвами зомбификации, этот процесс является кульминацией их глубочайших культурных тревог.
Ужас, который они, должно быть, испытали, был бы увеличен до энной степени по сравнению с ужасом постороннего, потому что в их сознании они постигли бы худшую судьбу, которую может постичь человек: потерять свою душу и стать бездумным рабом.
В конце концов, зомби можно рассматривать как продукт культуры, на которую глубоко повлияло рабство, а не продукт магии или колдовства. Хотя фармакологические факторы, действующие в этом процессе, нельзя игнорировать, в конце концов человек становится зомби в своем собственном сознании.
Данные ритуалы и лекарства просто действуют как средства, которые переносят культурные убеждения, заложенные в сознании человека, в его реальность. Неясно, сохраняется ли такая практика в современном Гаити.
Каким бы секретным и табу ни был ритуал, вполне возможно, что зомби все еще создаются в отдаленных частях Гаити даже сегодня, без ведома внешнего мира.
Источник: oddlyhistorical.wordpress.com
Поделитесь в вашей соцсети👇