В древнеримских записях обнаружены свидетельства о более чем 200 выживших после извержения Везувия

В древнеримских записях обнаружены свидетельства о более чем 200 выживших после извержения Везувия

 

24 августа 79 г. Везувий извергся, подняв в воздух более 3 кубических миль обломков на высоту до 20 миль (32,1 км). Пепел и камни, упавшие на землю, похоронили древние города Помпеи и Геркуланум.

Согласно большинству современных источников, на этом история практически заканчивается: оба города были разрушены, а их жители заморожены во времени.

Она начинается только с повторного открытия городов и раскопок, которые всерьез начались в 1740-х годах.

Но недавние исследования изменили картину. История извержения Везувия больше не сводится к разрушениям; она также включает в себя истории тех, кто пережил извержение и продолжил восстанавливать свою жизнь.

Поиск выживших и их историй занимает главенствующее место в моей археологической работе в течение последнего десятилетия, когда я пытался выяснить, кто мог спастись от извержения. Некоторые из моих находок показаны в одном из эпизодов нового документального фильма PBS «Помпеи: Новые раскопки».

Сделайте его живым

Помпеи и Геркуланум были двумя богатыми городами на побережье Италии, к югу от Неаполя. Помпеи представляли собой поселение с населением около 30 000 человек, с процветающей промышленностью и активными политическими и финансовыми связями. Геркуланум с населением около 5 000 человек имел активный рыболовный флот и несколько мраморных мастерских. Экономика обоих городов поддерживала виллы богатых римлян в окрестностях.

В популярной культуре извержение обычно изображается как апокалиптическое событие, после которого никто не выживает: в эпизодах сериалов «Доктор Кто» и «Локи» все жители Помпеи и Геркуланума погибают.

Но свидетельства того, что люди могли быть спасены, существовали всегда.

Само извержение длилось более 18 часов. Человеческие останки, найденные в каждом городе, составляют лишь малую часть его населения, а многие предметы, которые, как можно было бы ожидать, остались и сохранились в пепле, пропали: телеги и лошади исчезли из конюшен, корабли — из доков, а сейфы были опустошены. закончились деньги и драгоценности.

Все это говорит о том, что многие — если не большинство — жители городов могли бы спастись, если бы успели убежать.

Некоторые археологи всегда предполагали, что некоторым людям удалось спастись. Но их поиск никогда не был приоритетной задачей.

Поэтому я разработал методику, чтобы определить, можно ли найти выживших. Я взял римские имена, уникальные для Помпей и Геркуланума, такие как Нумерий Попидий и Аулус Умбриций, и начал искать людей с такими именами, которые жили в близлежащих населенных пунктах в период после извержения. Я также искал дополнительные свидетельства, такие как улучшение инфраструктуры в соседних общинах для размещения мигрантов.

Прочитайте также  Редкий пиктский символический камень, найденный возле битвы при Нехтансмире

После восьми лет изучения баз данных с десятками тысяч римских надписей на всем — от стен до надгробий — я нашел свидетельства о более чем 200 выживших в 12 городах. Эти города в основном расположены в пределах Помпеи. Но, как правило, они располагались к северу от Везувия, за пределами зоны наибольших разрушений.

Похоже, что большинство выживших оставались как можно ближе к Помпеям. Они предпочитали селиться вместе с другими выжившими и при переселении опирались на социальные и экономические связи с родными городами.

Некоторые мигранты процветают

Некоторые из семей, которым удалось спастись, продолжают процветать в своих новых общинах.

 

Семья Калтилий переехала в Остию, тогда крупный портовый город к северу от Помпеи, в 18 милях от Рима. Там они основали храм египетскому божеству Серапису. Серапис, который нес на голове корзину с зерном, символизируя щедрость земли, был популярен в портовых городах, таких как Остия, где торговля зерном была доминирующей. В этих городах также существовали грандиозные и дорогие комплексы гробниц, украшенные надписями и большими портретами членов семьи.

Члены семьи Культилиус вступили в брак с другой беглой семьей, Мунатиусами. Вместе они создали богатую и успешную расширенную семью.

Некоторые из выживших перебрались в Остию, портовый город к северу от Помпеи.

Второй по оживленности портовый город римской Италии, Путеоли — ныне известный как Поццуоли — также принимал выживших из Помпеи. Здесь поселилась семья Авла Умбриция, торговавшая гарумом, популярным ферментированным рыбным соусом. Возродив семейный бизнес по производству гарума, Авл и его жена назвали своего первого ребенка, родившегося в принятом ими городе, Путеоланом, или «Путеоланцем».

Для других настали тяжелые времена.

Не все выжившие после извержения были богаты или успешны в своих новых общинах. Некоторые были бедны с самого начала. Другие, похоже, потеряли семейное состояние, возможно, во время самого извержения.

Фабия Секундина из Помпеи, названная, по-видимому, в честь своего деда, богатого виноторговца, также оказалась в Путеолах. Там она вышла замуж за гладиатора Ретиария Аквариуса, который умер в возрасте 25 лет, оставив ее в тяжелом финансовом положении.

Прочитайте также  Артефакты и долгая история острова Унгуджа – древние люди влияют на окружающую среду острова

Три другие очень бедные семьи из Помпеи — Авиании, Атилии и Мазуры — выжили и поселились в меньшей, более бедной общине под названием Нуцерия, которая сегодня проходит под Ноцерой и находится примерно в 10 милях (16,1 км) к востоку от Помпеи.

Согласно сохранившемуся надгробию, семья Мазуров взяла в качестве приемного сына мальчика по имени Авиан Фелицио. Примечательно, что за 160 лет существования римской Помпеи нет никаких свидетельств о приемных детях, а осиротевшие дети обычно попадали в большие семьи. По этой причине вполне вероятно, что у Фелиция не было выживших членов семьи.

Этот небольшой пример иллюстрирует общую картину щедрости мигрантов — даже бедных — по отношению к другим выжившим и их новым общинам. Они не только заботились друг о друге, но и делали пожертвования в религиозные и гражданские учреждения своих новых домов.

Например, семья Вибидиусов жила в Геркулануме. До того как он был разрушен извержением Везувия, они щедро жертвовали деньги на различные учреждения, в том числе на новый храм Венеры, римской богини любви, красоты и плодородия.

Одна женщина, пережившая извержение, похоже, продолжила семейную традицию: поселившись в новой деревне Беневентум, она пожертвовала Венере очень маленький, плохо сделанный алтарь на общественной земле, предоставленной местным городским советом.

Как бы сегодня относились к выжившим?

По мере того как выжившие переселялись и строили жизнь в своих новых общинах, правительство также играло свою роль.

Римские императоры вкладывали значительные средства в этот регион, восстанавливая имущество, пострадавшее от извержения, и создавая новую инфраструктуру для перемещенного населения, включая дороги, системы водоснабжения, амфитеатры и храмы.

Эта модель восстановления после катастроф может стать уроком на сегодня. Стоимость финансирования восстановления, похоже, никогда не обсуждалась. Выживших не изолировали в лагерях и не заставляли жить бесконечно долго в палаточных городках. Нет никаких свидетельств того, что они столкнулись с дискриминацией в своих новых общинах.

Вместо этого, по всем признакам, местные жители радушно приняли выживших. Многие из них впоследствии открыли свой бизнес и заняли должности в местных органах власти. А правительство в ответ предоставило новому населению и их общинам ресурсы и инфраструктуру для восстановления жизни.


Поделитесь в вашей соцсети👇

 

Добавить комментарий